Закрыв последние атомные блоки и приняв решение о постепенном отказе от угля в секторе электрогенерации, Германия сделала ставку на развитие солнечной энергетики и ветрогенерации. План действующего правительства Германии подразумевает строительство 19000 новых ветрогенераторов и выпуск 625 млн. штук солнечных панелей до 2030 года. Одновременно Федеральное министерство экономики и федерального строительства опубликовало проект поправок к Закону об энергоснабжении зданий, предусматривающий запрет на установку новых газовых и масляных обогревателей с 1 января 2024 года. Подобные политические решения вызвали моментальную реакцию, в 1 квартале 2023 было продано около 168 тыс. газовых котлов, что в 2 раза больше в сравнении с 1 кварталом 2022 года.
Согласно планам правительства по защите климата, выбросы CO₂ от эксплуатации зданий должны сократиться со 112 млн тонн в год до 67 млн тонн к 2030 году, а для этого правительство Германии планирует перевести обогрев домов на тепловые насосы. Достижение планируемых показателей по сокращению выбросов углекислого газа подразумевает замену старых газовых котлов на тепловые насосы. Средняя стоимость замены газового котла на тепловой насос для частного дома составляет в Германии порядка 50-70 тыс. евро. Учитывая, что 75% жилищного фонда Германии использует газ для отопления, затраты на столь масштабный проект будут колоссальными, и они пойдут за счет собственников жилья при достаточно незначительной финансовой поддержке государства. Кроме того, одной из главных проблем тепловых насосов является дополнительная нагрузка, которую они окажут на энергосистему Германии.
Согласно федеральному статистическому институту Destatis, ВВП Германии сократился на 0,5% в четвертом квартале 2022 года и на 0,3% — в первом квартале этого года. Инфляция достигает уровня 7,2%, что привело к сокращению как частного потребления немцев, так и государственных расходов. Экспорт предприятий Германии упал на 5,2%, а производственные заказы, например, в марте 2023 года уменьшились на 10,7%. Деловой климат в Германии по оценке экономического института IFO резко ухудшился. Все эти показатели ставят под вопрос экономическую устойчивость Германии, а значит и будущее стран ЕС, т.к. Германия вместе с Францией всегда являлись экономическим локомотивом ЕС. Немаловажный вклад в техническую рецессию внёс энергетический кризис. Переход на дорогой СПГ из США, солнечную энергетику и ветрогенерацию сделал энерготарифы в Германии выше, чем даже в соседних странах ЕС, что приводит к уходу промышленных предприятий в другие страны, в первую очередь в США.
Ситуацию усугубляет то, что бестопливная энергетика должна не только заменить электрогенерацию, связанную со сжиганием ископаемого топлива, но и компенсировать резко возрастающий спрос на электроэнергию, связанный со всеобщей электрификацией: от отопления и электромобильного транспорта до сталелитейного производства и тяжёлой промышленности. Проблема ещё и в том, что только на севере Германии имеется относительно небольшая береговая линия, где дуют постоянные ветра и где наиболее экономически обоснованно можно размещать ветрогенераторы, в то время как энергоёмкие промышленные предприятия расположены на юге и в центре Германии. Такая специфика требует строительства высоковольтных электросетей для переброски больших объёмов электроэнергии с севера на юг, что ставит вопрос не только о существенных потерях в электросетях, но и о надёжности электроснабжения, связанной не только с нестабильностью ветровой электрогенерации, но и с бесперебойной работой магистральных электросетей. Эффективность работы солнечной энергетики вызывает сомнения, т.к. территория Германии страдает от недостатка солнца. Немаловажным фактором является также то, что наиболее пригодные места для установки солнечных панелей и ветряков уже заняты этими установками, поэтому дополнительное размещение объектов солнечной энергетики и ветряков в неоптимальных местах приводит к общему снижению кпд их работы. Также страна показывает интерес к строительству обширной инфраструктуры для импорта водорода из Австралии, Канады и Саудовской Аравии, делая ставку на технологии, которые ещё не были протестированы в таких масштабах, подчёркивает Bloomberg.
Удивительным в энергетической стратегии Германии является тот факт, что правительство абсолютно не обращает внимание и не поддерживает стартапы, связанные с созданием инновационных технологий в области бестопливных генераторов, работа которых не зависит от погодных условий и которые устанавливаются в местах потребления энергии. Так в Германии находится центральный офис международной научно-технологической компании Neutrino Energy Group, разработавшей уникальную Neutrinovoltaic технологию преобразования энергии окружающих полей излучений невидимого спектра, включая кинетическую энергию нейтральных частиц нейтрино, имеющих массу, а также теплового (броуновского) движения атомов графена, входящего в состав многослойного наноматериала, в электрический ток. Компания приобрела большие производственные мощности во Франкфурт-на-Одере для создания научно-технологического центра.
Holger Thorsten Schubart, президент научно-технологической компании Neutrino Energy Group
Holger Thorsten Schubart, президент компании озвучивал планы относительно этой локации, - «Мы приобрели производственную площадку для проведения научно-исследовательских работ в области имплементации нашей разработки для различных применений в области электрогенерации – Neutrino Power Cubes бестопливных генераторов электроэнергии, а также запуска производства сухих аккумуляторных батарей нового типа с уникальными техническими характеристиками. Речь идёт об экологически чистых устройствах для хранения энергии с возможностью зарядки до 25000 циклов, которые могли использоваться в качестве буферного накопления энергии для Pi-электромобилей. Однако отсутствие поддержки со стороны государства, огромные бюрократические процедуры для запуска производства и плохой инвестиционный климат в Германии заставил руководство компании искать другую страну для реализации инновационных программ. Продолжающееся сотрудничество с российскими компаниями, которое я прямо обнародовал в свое время, также привело к тому, что у Neutrino Deutschland GmbH возникли проблемы в Германии. Поэтому выбор был сделан в пользу Индии, где правительство создаёт серьёзные преференции для инновационного развития».
Игнорирование результатов научно-технологической деятельности компании Neutrino Energy Group связано и с тем, что последовательное внедрение новой Neutrinovoltaic технологии выявило бы ошибки, допущенные в энергетической политике последних лет. В результате Германию покинул высокотехнологичный проект, который даст резкий скачок технологическому развитии Индии, а не Германии. И это не единичный пример потери Германией промышленных предприятий и стартапов.
Разработанные компанией Neutrino Energy Group бестопливные генераторы Neutrino Power Cubes брутто-мощностью 7 кВт будут значительно дешевле тепловых насосов, что позволяет дешевле и технологичнее генерировать энергию и отказаться от газовых котлов и тепловых насосов. Кроме того, тепловые насосы потребляют электроэнергию, требуя эксплуатационных затрат. Лицензионный выпуск Neutrino Power Cubes начнётся на заводе в Швейцарии в конце 2023-начале 2024 года, где практически завершена реконструкция нескольких цехов для выпуска бестопливных генераторов Neutrino Power Cubes и проводится их сертификация для допуска на рынок Швейцарии и ЕС. Производственная мощность составит 100 тыс. генераторов в год. Также в этом году в Корее начинается строительство гига-фабрики по выпуску Neutrino Power Cubes, которая по плану должна начать выпуск продукции в конце 2024 года, достигнув к 2029 году ежегодного выпуска продукции 30 ГВт.
Таким образом, негативный инвестиционный климат на фоне актуальных политических событий и бюрократия не создали в Германии благоприятной почвы для развития самого инновационного инвестиционного проекта не только в области электрогенерации, но и в области электромобильности, причем речь идет о судьбоносных технологиях, которые необходимы миру для дальнейшего выживания в условиях ограниченных ресурсов ископаемого топлива и постоянной угрозы климатической катастрофы.