Ученые планируют клонировать вымершего зубра из сибирской вечной мерзлоты

Российские специалисты хотели бы клонировать ископаемого зубра, жившего в Сибири восемь тысяч лет назад. Однако эта идея вызывает сомнения

Летом 2022 года в вечной мерзлоте близ города Верхоянска в республике Саха был обнаружен мумифицированный зубр, живший восемь тысяч лет назад. Судя по всему, это ранее неизвестный вид вымершего зубра. Окаменелость из вечной мерзлоты находится в таком хорошем состоянии, что российские ученые хотят клонировать животное, но эта идея вызвала сомнения.

ископаемый зубрФото: пресс-служба СВФУ

Исследователи из лаборатории Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета в Якутии препарировали зубра и обнаружили, что его ткани находятся в идеальном состоянии. Исследователи взяли весь мозг, а также образцы волос, кожи, костей, мышц, жира и рогов животного. Первые результаты свидетельствуют о том, что зубр был молодой особью неопределенного пола, умершей в возрасте от 1 до 2 лет. Ученые определили возраст окаменелости на основании аналогичных находок 2009 и 2010 годов, когда возраст бизона составлял 8-9 тысяч лет.

В исследовании принимал участие скандально известный южнокорейский ученый Хван У Сук, который был вынужден покинуть Сеульский национальный университет в 2006 году и в то время едва избежал тюрьмы за фальсификацию результатов и нарушение правил исследования эмбриональных стволовых клеток человека. Не только из-за него усилия российских ученых считаются спорными.

«С моей точки зрения, клонировать животных из тканей, подобных тем, что были найдены в случае с зубром, определенно невозможно. Хотя ткани ископаемого действительно находятся в исключительно хорошем состоянии, учитывая обстоятельства находки, в конечном итоге ископаемая ДНК зубра слишком повреждена, чтобы использовать ее для клонирования. Для этого, как это используется для современных животных, необходимо иметь геном в виде неповрежденных хромосом. Но в ходе наших исследований мы увидели, что даже самые хорошо сохранившиеся клетки из похожих ископаемых тканей имеют хромосомы, разбитые на миллион кусочков», – рассказал в интервью Live Science Лав Дален из Стокгольмского университета.

клонированиеФото: пресс-служба СВФУ

Российские ученые могли бы использовать процедуру, предусмотренную другими группами, стремящимися «воскресить» недавно вымершие виды, такие как мамонт или маврикийский дронт. Она предполагает переписывание генома в живой клетке близкого вида, что не должно стать проблемой для зубра, с помощью генетического редактора CRISPR. Дален отмечает, что даже такой подход будет очень сложным. Но в этом случае шансы на успех, как утверждается, несравнимо выше, по сравнению с клонированием.