Новые проекты виртуальной реальности Meta и Microsoft были встречены многими с подозрением, но история показала, что люди часто правы, опасаясь технологических изменений
Едва ли день проходит без каких-либо новых заявлений, обещающих приблизить нас к метавселенной в недалеком будущем. Meta (компания, ранее известная как Facebook) и Microsoft с энтузиазмом продвигают миры виртуальной реальности и ставят будущее своего многомиллиардного бизнеса на нашу восприимчивость к этой идее. Vodafone предсказывает, что к 2030 году смарт-устройства смогут следить за нашим здоровьем и даже за нашим мозгом. А Илон Маск заявил, что его технология Neuralink может помочь людям с параличом ходить и позволить всем загружать свои воспоминания в облако в течение десятилетий.
Фото: https://aussiedlerbote.de/
Услышав об этом, некоторые из нас почувствуют явное волнение. Другие же почувствуют неуверенность, тревогу или прямое сопротивление. Наша привычка в недавней истории заключалась в том, чтобы избегать или презирать тех, кто опасается технического прогресса. Возможно, пришло время пересмотреть это.
Реакция на технологии была с тех пор, как начались исторические записи. Каждая новая форма связи — от телеграммы до телефона и далее — вызывает критику за ускорение темпа жизни. Романы осуждали за то, что они разрушают концентрацию внимания, и когда-то люди опасались, что автомобили, движущиеся со скоростью 20–30 миль в час, могут лишить пассажиров кислорода, возможно, даже фатально.
Оглядываясь назад, современное сопротивление технологическому прогрессу может показаться полной глупостью, но часто это не так. Например, луддитов — крушителей мельничного оборудования в начале промышленной революции — обычно называют исторической кульминацией. Но если мы посмотрим на их настоящие обиды, то это не было каким-то наивным движением против прогресса; речь шла об экономике. Хлопчатобумажные фабрики заменили квалифицированную, надомную, независимую работу менее квалифицированной или даже неквалифицированной работой в небезопасных условиях на фабрике, что сопровождалось гораздо меньшей автономией и гораздо меньшей оплатой.
Завод мог бы быть более эффективным и, следовательно, более прибыльным, но потребовались бы десятилетия кампаний, чтобы распределить эти доходы хотя бы приблизительно справедливо — с рождением профсоюзного движения, законов о здоровье и безопасности, государства всеобщего благосостояния и многого другого. Если смотреть сквозь эту призму, действительно ли сопротивление было таким иррациональным?
Когда мы смотрим на последний цикл ажиотажа, в то время как сторонники криптовалюты и метавселенной хотели бы изображать скептиков просто укоренившимися в прошлом, по крайней мере, некоторые сомнения вполне обоснованы.
Фото: https://www.ferra.ru/
Причины опасаться следующей волны технологий разнообразны. Одна из них заключается в том, находятся ли рассматриваемые технологии там, где они заявлены. Маск, в частности, имеет привычку обещать слишком много, будь то путешествие на Марс, сверхскоростные поезда или беспилотные автомобили. Мало кто в курсе серьезно относится к его заявлениям о Neuralink.
Другие более неизбежные технологии метавселенной полагаются на виртуальную реальность, которая по-прежнему в основном состоит из неуклюжих гарнитур и странных элементов управления руками — и все это только для того, чтобы иметь возможность маневрировать аватаром в неудобном онлайн-мире. Виртуальная реальность была «следующей большой вещью» на протяжении десятилетий, и общественность постоянно считала иначе: когда вы там, вам нечего делать, технология вызывает у многих людей укачивание и, что, возможно, наиболее проблематично, все это просто кажется непоправимым.
Помимо относительно небольшой группы энтузиастов, отслеживание состояния здоровья не завоевало широкой публики, не в последнюю очередь потому, что многие потребители беспокоятся о том, что произойдет с их данными. В более широком смысле, в то время как некоторым из нас нравится идея однажды загрузить свои мысли, другие испытывают врожденный ужас при стирании таких границ. Нам многое предстоит ожидать, поскольку мы объединяем онлайн и оффлайн миры. Но мы также должны научиться не сбрасывать со счетов опасения по этому поводу. Есть много рациональных причин, по которым люди принимают участие в техлэше.