Стремительный рост использования элементов «искусственного интеллекта» во всех сферах человеческой деятельности способствует изменениям в глобальной экономике, сопоставимым с революционными преобразованиями в промышленности, которыми сопровождалось масштабное внедрение паровых двигателей в начале XIX века.
При соблюдении нынешних темпов роста, уже к 2030 году искусственный интеллект составит не менее 16% глобального рынка (около 13 триллионов $), обеспечив ежегодное увеличение производительности на 1,2%. По данным информационного агентства «Экспресс-Новости», введение в промышленное производство паровых машин в начале XIX века обеспечило лишь 0,3% ежегодного роста производительности. Роботизация производственных процессов (1990 – 2000) – от 0,4% до 0,6%.
По прогнозам Глобального института McKinsey, масштабное использование ИИ-технологий может оказать, как положительное влияние на глобальную экономику, так и негативное:
Корреспондент информагентства «Экспресс-Новости» обращает внимание, что масштабные сокращения будут сопровождаться дефицитом квалифицированных сотрудников, своевременно овладевших ИИ-технологиями. В связи с увеличением «их ценности», возрастет и разрыв между доходами квалифицированной и не «овладевшей искусственным интеллектом» рабочей силы. А мир и без этого уже долгое время находится на грани социального взрыва.
Масштабное внедрение ИИ непременно приведет к увеличению разрыва между странами, компаниями, а не только между работниками. Наилучшими позициями, естественно, обладают Китай и США. Ведь именно эти две страны и внедряют большую часть проектов, связанных с искусственным интеллектом.
Такие государства, как Канада, Германия и Япония, а также менее крупные Швеция, Сингапур и Финляндия, получат «свою выгоду» от внедрения ИИ-технологий. Тем более, что у них уже отмечаются проблемы, связанные с замедлением роста производительности.
Даже небольшое отставание от лидеров в сегменте ИИ, позволит Индии, Италии и Малайзии использовать открывающиеся возможности, поскольку по ряду направлений они имеют сильные позиции. Все же остальные – рискуют отстать еще больше.
Вот только нужна ли миру столь стремительная и масштабная научно-техническая революция, последствия которой создадут новые угрозы в связи с нарастанием социальной напряженности? Вопрос...