Учёные уверены, что есть огромная экзопланета, очень близкая к Солнечной системе

Красный карлик Барнард, расположенный около 6 световых лет от Солнца, является ближайшей уединенной звездой нашей Солнечной системы и самой быстро движущейся звездой в ночном небе. Предположительно, планета родилась около 10 миллиардов лет назад, что делает ее более чем в два раза старше нашего Солнца – и она имеет только 16 процентов массы звезды. Но астрономы, занимающиеся изучением космического пространства на протяжении последних 20 лет, склонны заключить с 99-процентной уверенностью, что звезда Барнарда имеет на своей орбите экзопланету – мир, который примерно в три раза больше Земли и загружен льдом.

По информации, имеющейся в распоряжении ИА «Экспресс-Новости», астрономы поймали ветер этой возможной сверхземли (то есть, экзопланету, которая имеет массу больше Земли, но меньше, чем ледяные гиганты Уран и Нептун) почти 20 лет назад, принимая измерения скорости звезды Барнарда. Ученые увидели, что каждые 230 дней звезда Барнарда, казалось, приближалась к нашей Солнечной системе, прежде чем медленно отступать снова. Возможным объяснением было присутствие большой планеты, которая могла бы оказывать собственное гравитационное влияние на звезду Барнарда, когда она вращается вокруг своего хозяина. Тем не менее, для того, чтобы сказать наверняка, требовалось больше данных.

планеты экзопланеты

Теперь, после 20 лет наблюдений от телескопов по всему миру, данные есть. В новом исследовании международная команда ученых рассмотрела более 700 измерений скорости звезды Барнарда и определила, что наиболее вероятным объяснением такого поведения звезды является влияние близлежащей планеты, вращающейся вокруг своего местного солнца каждые 233 дня:

«Мы использовали наблюдения из семи различных инструментов, охватывающих 20 лет, что делает этот один из самых больших и самых обширных наборов данных, когда-либо используемых для точных исследований радиальных скоростей – говорит автор исследования Игнаси Рибас из Института испанского языка de l'Espai, – и мы более чем на 99 процентов уверены, что на планете есть вода».

Эта новая планета, которую астрономы окрестили звездой Барнарда, вероятно, находится примерно так же далеко от своей звезды-хозяина, как Меркурий от нашего Солнца. Это ставит планету вблизи «снежной линии» маленькой звезды или небесной границы, за которой планетарная вода будет заморожена. Ученые ранее предположили, что «снежная линия» является основным местом для формирования планет, так как замороженная материя может быть легко перемещена на кусочки газа и обломки, кружащиеся вокруг соседней звезды.

экзопланеты земли

К сожалению, это также ставит звезду Барнарда в опасную позицию для зарождения жизни. Планета достаточно близка к ее звезде-хозяину, что, вероятно, говорит об отсутствии на ней атмосферы, и достаточно далеко от нее, настолько, что температура поверхности может опускаться примерно до минус 240 градусов по Фаренгейту (-150°C). Это означает, что любая вода, вероятно, будет постоянно заморожена, – пишут исследователи.

Хотя, это может помешать звезде Барнарда быть кандидатом на внеземную жизнь, тем не менее, ближайшая сверхземля, по-прежнему, является для ученых основным объектом для оттачивания методов обнаружения и мониторинга экзопланет. Будущие миссии телескопов могли бы напрямую отображать соседние миры.

Согласно исследователю-соавтору Кристине Родригес-Лопес, исследователю Instituto de Astrofísica de Andalucía, это открытие представляет собой «попытку продолжить поиск экзопланет вокруг наших ближайших звездных соседей в надежде, что в конечном итоге мы столкнемся с тем, что отыщем подходящие условия для жизни человека».

экзопланеты список