Эмоциональный, но прибыльный переезд Лионеля Месси в «Пари Сен-Жермен» завершен. После того, как он забил 672 гола за «Барселону», футбольный мир с нетерпением ждет того, что он сможет принести во французскую лигу. Тем временем владельцы его нового клуба будут смотреть немного дальше, сосредоточив внимание на 2022 годе. С тех пор, как Qatar Sports Investments (QSI) впервые приобрела контрольный пакет акций Paris Saint-Germain (PSG) в 2011 году, они потратили большие суммы денег, стремясь к доминированию внутри страны и к успеху в Европе.
Фото: https://www.eurosport.ru/
Первое с тех пор стало обычным явлением – если не считать огорчения в прошлом сезоне, когда они заняли второе место в Лилле. Но трофей Лиги чемпионов УЕФА пока неуловим. Но прибытие Месси дает ощущение того, что наступающий сезон – время решающих перемен. После подписания контрактов с итальянским голкипером (и победителем Евро-2020) Джанлуиджи Доннаруммой из «Милана» и бывшим защитником «Реала» Серхио Рамосом любые действия, кроме поднятия трофея Лиги чемпионов в мае следующего года, будут широко расценены как провал. Если им все же удастся его выиграть, символика такой победы будет поразительной, поскольку всего через пять месяцев небольшое государство Персидского залива примет Чемпионат мира по футболу 2022 года. Это будет неплохой год для Катара и его инвестиций в футбол, что будет рассматриваться как большая победа.
С 1971 года, когда Катар перестал быть британским протекторатом, правящая семья страны решила, как лучше всего использовать свои природные ресурсы. Столкнувшись с необходимостью диверсифицировать свою экономику и избавиться от зависимости от газа и нефти, в 2008 году страна представила свое национальное видение на период до 2030 года. Цель заключалась в том, чтобы «превратить Катар в передовое общество, способное достичь устойчивого развития». Это дало начало стратегии развития, важными элементами которой являются спорт и футбол.
Проведение чемпионата мира по футболу – это не только четырехнедельный турнир, но и содействие развитию инфраструктуры и долгосрочному туризму. Приобретение ПСЖ также стало частью плана – это приносит деньги и расширяет влияние Катара по всему миру. Это означает, что Лионель Месси является не главным, а по сути второстепенным событием для более широких амбиций Катара. Тем не менее, спонсорство и другие коммерческие сделки, которые аргентинец помогает обеспечить, по-прежнему будут считаться важными потоками доходов. Однако Катар занимается не только стратегическим развитием страны, но и сохраняет большие политические амбиции. Действительно, его правительство не боится использовать футбол как средство для достижения других политических целей, ярким примером чего является подписание ПСЖ бывшего товарища по команде «Барселоны» Неймара.
Катар использовал эту рекордную сделку в 198 миллионов фунтов стерлингов в 2017 году, чтобы продемонстрировать миру (и его ближайшим соседям – Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам) свои финансовые возможности и независимость. Это также символизировало то, что правительство в Дохе рассматривает футбол как часть своего арсенала мягкой силы, способ привлечь глобальную аудиторию, заинтригованную подписанием контрактов с лучшими футбольными талантами. Некоторые будут так же относиться к подписанию контракта с Лионелем Месси за ПСЖ. Его ожидаемый вклад в успех клуба обеспечит продолжение использования Катаром «мягкой силы», в то время как статус, имидж и репутация «бренда Катара» будут еще больше улучшены.
Фото: https://www.eurosport.ru/
Тем не менее, уже ведутся споры о том, как ПСЖ может быть на шаг впереди правил УЕФА по финансовому фэйр-плей. Однако и здесь очевидны политическое и экономическое планирование и мощь Катара. Председатель QSI и президент ПСЖ Нассер Аль-Хелаифи также является председателем Ассоциации европейских клубов, что дает ему место в Исполнительном совете УЕФА. Таким образом, Аль-Хелаифи – это тот, кто знает, как ориентироваться в мире мощных захватов, особенно в том, чтобы гарантировать, что ПСЖ остается на стороне правил УЕФА. Он также был человеком, который поддержал УЕФА во время разгрома Суперлиги, поскольку он отказался объединить ПСЖ с его европейскими соперниками, что стало еще одной победой «мягкой силы» для Дохи.
По мере приближения к 2022 году Аль-Хелаифи будет стоять рядом с Месси и чемпионатом мира в стартовом составе Катара. Но хотя переезд Месси во Францию привлек всеобщее внимание, на этот раз он не является главным событием. Правительство в Дохе хочет, чтобы 2022 год был посвящен Катару, и аргентинец был привлечен, чтобы сыграть свою роль в их тактическом плане игры.