Полтора десятка сезонов в НХЛ, три Кубка Стэнли – и всё ради того, чтобы нажитые нелёгким трудом миллионы долларов достались его американскому финансовому «советнику», на деле оказавшемуся обычным аферистом. «Экспресс-Новости» - об успешной карьере хоккеиста и провальной попытке стать бизнесменом.
Фёдорову едва исполнилось двадцать, но в 1990-м он уже в составе сборной приезжает на Игры Доброй Воли в американский Сиэтл. И он уже является задрафтованным в одну из сильнейших команд НХЛ «Детройт Ред Уингз». Правда, боссы «Детройта» совсем не были уверены, что «железный занавес» уже рухнул и молодому игроку из СССР удастся перейти в их команду. Поэтому номер «посева» у Федорова были лишь 74-м.
Однако хоккеист сам сделал шаг навстречу своей новой жизни. Приехав со сборной в Сиэтл, он связался с представителями «Детройта» и сказал: «Я готов играть у вас! Но мне потребуется помощь». Боссы американской команды жаждали видеть у себя восходящую советскую звезду, поэтому сделали всё, как требовала ситуация. В нужный момент клубный автомобиль незаметно встал у гостиницы, где жили советские спортсмены, Фёдоров юркнул в него и был таков.
Правда, когда хоккеист находился в фойе, из лифта вышел один из наших тренеров и остановил Фёдорова. Мол, почему, не со всеми? Преодолев секундную панику, беглец выдал тренеру… правду: «“Я уезжаю играть в НХЛ. Если кто-то скажет вам, что меня похитили или что-то подобное в этом роде, никому не верьте».
Пока тренер переваривал услышанное, Фёдоров уже был в машине, которая помчала его в аэропорт, где уже стоял «под парами» частный самолет владельца «Детройта» Майка Илича. Прочь от Родины и от только что присвоенного ему звания заслуженного мастера спорта, которого его, конечно, с шумом лишили после побега.
Что пришлось пережить дома его родным, родителям – мало знает даже сам Фёдоров. Когда шум от скандала немного улегся и хоккеист стал созваниваться с отцом и матерью и спрашивать – как там и что, ответ от родителей был один: «Всё в порядке». Но, как сам вспоминает, при разговорах всегда было ощущение, что телефон прослушивается.
А ещё много позже Фёдоров расскажет миру истинную причину своего побега. Оказалось, двадцатилетнему пацану какие-то миллионы долларов тогда даже и не грезились. Он просто хотел купить родителям… «Волгу». Чтобы гордились сыном. «Получил бы машину за свою игру на Родине и думать бы про Америку не думал» - говорил хоккеист. – По крайней мере, не убегал бы тайком».
На новой «родине» у Фёдорова все пошло как по маслу. Каждый сезон - он один из лучших в лиге. Деньги текли рекой, а тут и прежняя Родина все мосты жечь не стала, и хоккеист заиграл и в сборной.
«Звёздная» ли болезнь или капиталистический прагматизм – но в 97-м Фёдоров потребовал у «Детройта» прибавки. Хочу не пять, а шесть миллионов долларов за сезон – заявил спортсмен. Поломавшись, боссы клуба дали добро на новый контракт, и за ближайший сезон с учётом бонусов Федоров заработал 28 миллионов, став рекордсменом НХЛ по этому показателю.
А дальше в карьере Фёдорова было все, что присуще практически любой звезде спорта. Известные американские киноактрисы в роли подружек, неожиданно всплывший брак с Анной Курниковой, просуществовавший всего пару лет. Любовь закончилась шумным бракоразводным процессом, во время которого стороны обвиняли друг друга во всех смертных грехах и выдвигали финансовые претензии к бывшим половинам.
Был заглохший в воздухе самолёт, в котором команда летела на очередной матч лиги, была жуткая автоавария, в которой в лимузине после празднования победы в Кубке Стэнли покалечились наши хоккеисты Константинов и Миацканов. А ведь в нём должен был находиться и Фёдоров. О том, что и он пострадал, даже успели объявить в новостях. Но в тот вечер Фёдорова дочки уговорили отвезти их в бассейн…
И были, конечно, принципиальные американские полицейские, остановившие спортсмена за проезд на красный свет и превышение скорости. Отказ дышать в трубку, задержание, ночь в камере, выявленное в итоге небольшое содержание алкоголя в организме. «Трубка» показала 0,09 промилле, что в переводе на юридический язык означало до 90 дней тюрьмы и штраф в 500 долларов.
Но американская Фемида пощадила звезду хоккея. Фёдоров заплатил около 1000 баксов, получил 100 часов общественных работ и условный срок на год, потом время от времени отмечаясь в полиции за «надлежащее поведение». Что интересно, это была уже не первая встреча Фёдорова с местной правоохранительной системой. До этого была история, которая в силу разгула терроризма в мире могла закончиться для спортсмена плачевно.
Однажды при прохождении металлодетектора в аэропорту Монреаля у одного из партнеров Фёдорова что-то зазвенело, и россиянин не нашел ничего умнее, чем крикнуть слово «бомба». Обоих игроков тут же схватили и обыскали, и если бы не вмешательство генерального менеджера «Ред Уингс» Брайана Мюррея – весьма влиятельного и уважаемого человека - просто так Фёдорова едва ли отпустили.
Большие деньги всегда привлекают к себе внимание. Особенно, если они есть у человека, весьма неопытного в бизнесе. Фёдоров едва только запланировал куда-то вложить 43 миллиона долларов, а один из хороших друзей уже дал совет – есть такой финансовый советник Джозеф Зэд, которому можно доверить деньги для последующих инвестиций.
Фёдоров поверил - деньги дал. И позже в суть бизнеса, которым занимался Зэд, даже не вникал. Но когда подошло время для обещанных больших дивидендов, оказалось, что советник постоянно врал, снабжая своего клиента недостоверной информацией. Проще говоря, водил за нос, всё больше вовлекая его деньги в дальнейшие сомнительные предприятия и в итоге, как позже скажет Сергей Фёдоров: все, что заработал в хоккее, ушло в никуда.
Спортсмен подал на афериста в суд. И Зэд, чтобы не сесть в тюрьму, долго юлил, придумывая всё новые версии случившего. То он обещает вернуть всё и с лихвой - но обещанных миллионов Фёдоров от него не дождался, то он утверждает, что хоккеист дал ему 43 миллиона не в инвестиции, а в… долг, и он-де решит этот вопрос. Со временем.
Но мошенник есть мошенник. Ничего из обещанного он так и не выполнил, а в таких случаях американская Фемида очень строга. Зэд сел в тюрьму, а Фёдоров с тех пор зарекся насчёт коммерции. В бизнес больше ни ногой - говорит звезда хоккея, чьё имя выбито в знаменитой аллее славы, и которого вполне устроила последующая после окончания карьеры скромная должность менеджера в ЦСКА. Как говорится, «синичка» в руках.