Преступники могут надеть перчатки, стереть отпечатки пальцев и отмыть место преступления. Но ДНК из окружающей среды не видна невооруженным глазом, и избавиться от нее гораздо сложнее
Преступники идут в ногу со временем и, несомненно, смотрят криминальные сериалы. Наверное, каждый из них знает, что отпечатки пальцев могут выдать их, поэтому они тщательно вытирают их, а волосы или подобные следы можно удалить, например, пылесосом. Если у преступников есть время, место преступления может сверкать чистотой, что, понятное дело, усложняет расследование.
Фото: creativecommons.org
Но, как показало недавнее исследование криминалистов из австралийского Университета Флиндерса, несмотря на тщательную уборку, на месте преступления могут оставаться улики, которые не так-то просто удалить. Мария Гораева и ее коллеги разработали новую методику извлечения ДНК из воздуха на месте преступления – ДНК вне тела, которая может стать важной уликой в расследовании.
Как показало экспериментальное исследование, опубликованное в рецензируемом журнале Electrophoresis, человеческая ДНК может быть обнаружена на фильтрах кондиционеров, через которые циркулирует воздух с места преступления, а также на фильтрах коммерческого оборудования, например, используемого в медицинских учреждениях для проверки наличия в воздухе болезнетворных вирусов.
«Маловероятно, что обычный преступник, даже если он разбирается в криминалистических процедурах, сможет полностью избежать оставления своей ДНК на месте преступления. Теперь мы знаем, что экологическая ДНК, например, РНК, выделяемая кожей или слюной, может быть обнаружена в окружающей среде. Не только в воздухе, но и в почве, воде и даже во льду», – объясняет Гораева.
Пилотное исследование было не очень большим. Оно включало в себя поиск человеческой ДНК в четырех офисах и четырех домах. Исследование все еще находится на начальной стадии. Теперь ученые намерены сосредоточиться на определении подходящих мест для забора проб воздуха, а также времени после совершения преступления, чтобы обеспечить наибольшую вероятность получения ДНК, связанной с преступлением.