Чего вы боитесь больше всего? Самые распространенные фобии – боязнь пауков, темноты и замкнутых пространств. Однако до сравнительно недавнего времени наши предки также страдали от болезненного страха быть похороненными заживо – очнуться в гробу было не такой уж редкостью
Казалось бы, распознать мертвого человека не так уж и сложно: Он не дышит, пульс не прощупывается, он синий... Но, если бы все было действительно так просто, тысячелетняя история человечества наверняка не была бы наполнена сообщениями о несчастных, внезапно пробудившихся к жизни на собственном погребении или даже под землей. Сегодня такие случаи практически исключены благодаря современным методам исследования, которые могут подтвердить или опровергнуть так называемую необратимую смерть мозга. Это прекращение всех его функций, включая работу ствола головного мозга, который является посредником между спинным мозгом и ключевым органом и обеспечивает основные жизненные рефлексы. Однако в прошлом ситуация была значительно сложнее.
Фото: creativecommons.org
В прошлые века врачи, не говоря уже о простых людях, не имели в своем распоряжении современных знаний и технологий, поэтому часто делали ошибочные выводы. После ряда неприятных случаев простого обнаружения того, что покойник не дышит, уже было недостаточно, чтобы быть уверенным в том, что он действительно умер. Таким образом, в раннем Средневековье, а именно после нормандского завоевания Англии в 1066 году, появилась профессия коронера. В его задачу входило осматривать тела умерших. Этот термин происходит от слова «корона», поскольку он являлся королевским чиновником.
Однако историки прослеживают происхождение официальных расследований смерти гораздо дальше. Одно из самых ранних письменных свидетельств относится к 44 году до н. э., когда греческий врач Антистий, как утверждается, констатировал смерть убитого Юлия Цезаря. Кстати, коронеров того времени называли коронаторами: Слово «корона» послужило основой для лаврового венка, который возлагали на голову покойного, и именно от него произошло название символа монархии.
Во времена правления Иосифа II в чешских землях вступила в силу новая мера, согласно которой каждое тело должно было быть осмотрено, а погребение могло последовать только через два дня. Кроме того, покойника нельзя было оставлять без присмотра.
Подобные ситуации возникали, например, после того, как из воды вытаскивали явно утонувшего человека. Однако достаточно было кому-то из наблюдателей заметить, например, моргание или подергивание мышц, и становилось ясно, что этому человеку на кладбище не место.
Судя по сохранившимся записям, это было даже относительно распространенным явлением: чешский врач эпохи Возрождения Ян Марек Марци из Кронланда считал, что кажущаяся смерть чаще всего поражает женщин, страдающих истерией. В своих трудах он описал случай с некой Героиней из знатного рода Фюрстенбергов, которая после предполагаемой смерти лежала на кровати в комнате, покрытой белой тканью. Но когда слуга коснулся ее ноги, женщина неожиданно пошевелилась и открыла глаза...
Фото: otzvip.ru
Чешский священник Ян Паули, впоследствии замученный нацистами, в 1911 году написал публикацию под названием «Пастырская медицина с особым упором на здравоохранение», в которой, в частности, попытался дать определение смерти. По его мнению, смерть наступает, когда душа отделяется от тела, что происходит примерно через полчаса после последнего вздоха. Дословно Паули утверждает:
«В тот момент, когда вся органическая жизнедеятельность человеческого тела прекращается, душа отделяется от тела, и происходит фактическая смерть. Эта смерть называется абсолютной, и она отличается от относительной, которая наступает при последнем вздохе. Когда человек испустил последний вздох, он не умер, но его органическая активность продолжает существовать в нем, хотя и в уменьшенной степени, и всегда в течение получаса после последнего вздоха, и есть признаки того, что этот период может длиться и больше часов».
Паули перечисляет пять признаков, по которым можно с уверенностью узнать о смерти, а именно: остановка сердца, потеря мышечной чувствительности, озноб, трупное окоченение и гниение. Однако только последний симптом он считает стопроцентно достоверным, поскольку в случае с остальными могут быть исключения. Он иллюстрирует это на примере человека, у которого врач не мог обнаружить сердечную деятельность в течение 29 часов, после чего он вернулся к жизни.
«Единственный признак, по которому можно судить о фактической абсолютной смерти, – это гниение», – заключает Паули, добавляя, что характерным признаком гниения является зеленоватое окрашивание на месте желудка.
Кажущаяся смерть, по мнению Паули, наступает чаще всего тогда, когда человека поражает мгновенное событие – обморок, внезапная потеря сознания или удар молнии. Чтобы опровергнуть это, он использовал, в частности, так называемый динамоскоп, который прикладывал к любой части тела, чтобы услышать шум как один из признаков жизни. Другой способ заключался в том, чтобы потереть кожу грубой тканью, и, если она становилась красной, это означало, что человек жив. То же самое происходило, если после прикладывания горячего воска образовывался волдырь или возникала реакция на раздражитель, например, нашатырный спирт, нанесенный на ноздри.
Фото: bondik-kids.ru
Согласно вековым представлениям, жизнь сохраняется в человеке в течение нескольких часов после смерти, и это одна из причин, по которой следует повременить с погребением. Однако, несмотря на все меры предосторожности, в истории были единичные случаи, когда человек, объявленный мертвым, позже просыпался в гробу. Согласно многочисленным легендам, некоторые открытые погребальные ящики были найдены с телом не в том положении, в котором его положили, или крышка была процарапана изнутри, когда «покойник» пытался выбраться.
Например, в 1884 году врач, осматривавший 40 трупов в крипте Бордоского собора, утверждал, что по крайней мере два из них имели признаки оживления: одно тело лежало на боку, другое – на животе с руками под головой. Ужасно звучащие истории нашли свое отражение и в литературе, вдохновив, например, несколько произведений знаменитого американского писателя Эдгара Аллана По.
Мысль о том, что можно проснуться в погребенной могиле, настолько пугала наших предков, что, особенно в XIX веке, на рынке появились специальные гробы с сигнальным механизмом. Встроенный колокольчик позволял разбуженному покойнику оповестить гробовщика, а более сложные гробы имели стеклянную крышку и воздушную трубку.
В конце викторианской эпохи в Лондоне было создано Общество по предотвращению преждевременных захоронений, которое в 1905 году опубликовало тревожную статистику: в том году его члены зарегистрировали 149 человек, похороненных заживо; 13 умерших, оживших при вскрытии; одного сожженного заживо и двух пробужденных при бальзамировании. В то время считалось, что 2-3 % из 20 000 умерших имели лишь кажущуюся смерть.
Среди возможных причин, несомненно, был тот факт, что методы реанимации получили развитие только в конце прошлого века – например, прямой массаж сердца впервые успешно провел немецкий физиолог Мориц Шифф только в 1874 году. Семью годами ранее в Амстердаме была основана первая спасательная организация, занимавшаяся помощью утопающим. Оказалось, что после извлечения из ледяной воды они обычно не подавали признаков жизни, но через некоторое время часто приходили в себя, особенно если предпринимались интенсивные усилия по их оживлению, например, согревание.
Фото: krasivoe-foto.ru
Врач Войтех Винценц Зарда основал первый институт спасения в Центральной Европе в 1797 году. Вдохновленное Королевским гуманным обществом в Лондоне, учреждение открылось недалеко от Тына в Праге, и в нем работали в основном вышеупомянутые утопленники. В его оснащение входила специальная лодка, предназначенная для вытаскивания утопающих из воды.