Главная / Общество

Наказание хуже смерти: Что ждало заключенных, приговоренных к оублиетам?

Средневековье изобиловало жестокостью, но так называемые оублиеты были одними из самых страшных наказаний в репертуаре человечества. Хотя формально их жертвам не отрезали ни одного волоса на голове, их убийственность не вызывала сомнений

Когда дело доходило до исполнения и проявления справедливости, Средневековье не жалело средств. Помимо классических кровавых решений, существовала еще одна графа для особых случаев. Страшные оублиеты, которые были очень близки к тому, что мы называем голодом. Их невольными обитателями обычно становились узники, скажем, политики, особо ненавистные захваченные противники и заложники, подлежащие обмену на выкуп.

оублиетаФото: creativecommons.org

Приговоренные к жизни

Дьявольскость оублиет заключалась в том, что они предлагали своим гостям «участь хуже смерти», а само пребывание внутри было пыткой без пыток. Так в чем же был смысл? Французское слово oublier означает «забыть». Значит, несчастного человека помещали в эту камеру, чтобы забыть. Это все равно что запереть человека за решеткой и выбросить ключ. Только гораздо менее комфортно для заключенного.

Для наглядности можно представить себе эту камеру как сухой колодец на дне темного подземелья. Или помещение, напоминающее узкогорлую бутылку с узкими стенками. Именно через нее узника спускали на веревке, чтобы, когда веревку вытянут, он остался внизу. Зачастую ему приходилось оставаться здесь в полной изоляции до самой смерти. Но мы только начинаем знакомиться с отвратительными вкусами.

Любая камера, где заключенного лишают доступа к еде и воде, формально может стать голодной. Операторы оублиет обычно не были заинтересованы в этом. Время от времени, в темноте, они действительно бросали в камеру что-нибудь перекусить. Остатки еды с кухни, мусор со столов после большого пира, содержимое горшков из спален знати. Да, это отвратительно.

Но ведь пленнику нужно было что-то есть и пить. А получая время от времени пищу, он тем самым продлевал свои страдания. В оублиетах, по сути, вообще не было места. Это были места, где нельзя было ни встать прямо, ни лечь. Заключенные проводили часы, дни и недели в скрюченном положении. Это приводило к физическим деформациям.

Психологическая пытка

Добавьте к этому абсолютную темноту, которая вскоре вгрызалась в обедневший разум. Пленник не знал, находится ли он по колено в фекалиях или останках предыдущих обитателей оублиетов. В месте, где не слышно звуков, понятие времени стремительно исчезало. И выхода не было. Нельзя было врезаться головой в стену. Если несчастный хотел покончить с мучениями, ему оставалось только биться головой о противоположную стену.

узникФото: pokayadoma.ru

Пребывание в такой изоляции просто разрушало его изнутри и снаружи. Это была идеальная тюрьма для несгибаемых и несокрушимых, потому что их стремление остаться в живых продлевало их страдания. В то же время она давала преимущества заключенным, которые могли делать вид, что не запятнали свои руки кровью врагов и не пытали их в пыточной камере. Они даже кормили их, не так ли?

На самом дне оублиет часто оказывались те пленники и заложники, которые подлежали обмену на выкуп. После пребывания там их похитителям гарантировали, что они никогда больше не поднимут против них оружие. Жестокое одиночное заключение навсегда лишало их трудоспособности. Последствия такого обращения должны были отразиться и на теле, и на душе. От ямы исходил запах перекрученных человеческих обломков. Она была приятна тем, что в ней не было мучеников.

Оублиеты также на практике применяли пословицу о том, что друзей нужно держать близко, а врагов – еще ближе. Как спокойно должен был засыпать дворянин, услышав и увидев, что его главный противник, человек, который долгое время не давал ему покоя, томится на дне ямы в прихожей его спальни? Фактор «власти питаться чужими страданиями» был, безусловно, очень силен.

Ямы, полные костей

Конечно, ужасные оублиеты могли легко стать смертоносным орудием. Достаточно было перекрыть доступ к пище или залить яму кипятком. Заключенные могли переломать себе кости или быть заживо загрызенными голодными крысами, которым невозможно было противостоять в тесном пространстве. В целом, однако, тенденция заключалась в том, чтобы сохранить жизнь заключенным как можно дольше. Конечно, были и исключения из правил...

В руинах замка Лип в Ирландии есть место, метко прозванное Часовней крови. Во время борьбы за власть между местными лордами один брат зарезал другого – тот совершал мессу в качестве священника. И именно в стене этой часовни был обнаружен вход в глубокую шахту, на дне которой когда-то грызли заточенные колья.

наказаниеФото: fotokonkurs.ru

После осад особняк перешел во владение взаимоубийственных кланов О'Кэролл и О'Дарби. И судя по найденным здесь скелетным останкам, особняк неоднократно использовался для сведения счетов с предыдущими владельцами. Говорят, что в начале XX века отсюда было вывезено три партии костей. А среди предметов, извлеченных из ямы, были, например, золотые часы середины XIX века! Любители паранормальных явлений окрестили этот замок самым населенным привидениями в мире.

Оублиеты были частью оборудования замков в Уэльсе – ими могут похвастаться Пемброк и Конви, – и не обошлось без них во Франции, где один из них был найден в Бастилии. Это устройство также имелось в Черной башне в Константинополе и служило «хранилищем» для рабов в мавританских замках на Пиренейском полуострове.

И замки, полные дыр

Примеры оублиет поразительно многочисленны в замках по всей Европе, что несколько несоизмеримо с относительной скудостью исторических записей об этой практике. Что за этим стоит? Если уж совсем придираться, то единственные «настоящие» оублиеты обычно вкапывались в землю или высекались в скалах под замками. Они строились с целью содержания и пыток заключенных.

Ряд других, «ненастоящих», возникли в ходе реконструкции и постепенной модернизации замков, в которых их бывшая основная часть – укрепленный донжон – превращалась в тюрьму. И здесь туалетные ямы и выгребные ямы, холодильники и старые колодцы часто переводились в разряд оублиетов. Не всякая яма обязательно является оублиетой. Но те, что были, были поистине ужасны.