Главная / Общество

Генетики разгадывают тайну выпадения волос у людей и других млекопитающих

Люди являются одними из самых лысых млекопитающих. Как и почему мы потеряли нашу толстую шубу? Анализ более 19 000 генов у 62 видов млекопитающих выявил механизмы этой утраты

Практически все млекопитающие имеют более или менее нарядный мех. В то же время есть и исключения — несколько видов млекопитающих, часто эволюционно очень далеких друг от друга, потеряли большую часть волос. К ним также относятся люди, самые лысые виды приматов в природе на сегодняшний день, но частичное выпадение волос также характерно для слонов, свиней и даже моржей. При этом для специалистов до сих пор остается загадкой, как и почему мы на самом деле потеряли свой густой мех.

облысениеФото: ivetta.ua

Тайна выпадения волос у человека была недавно подробно исследована генетиками во главе с Натаном Кларком из Университета штата Юта в США. Он и его коллеги разработали новые процедуры, которые позволили им одновременно анализировать большое количество участков ДНК. В общей сложности им удалось изучить 19 149 генов и 343 598 некодирующих регуляторных участков ДНК у 62 видов млекопитающих. Ученые опубликовали свои результаты в профессиональном журнале eLife.

Исследователи подтвердили более ранние предположения о том, что у людей есть гены, ответственные за образование густых волос практически по всему телу. Однако в ходе эволюции нашего вида, после отделения от родственников шимпанзе, некоторые активности этих генов были заблокированы. В результате у нас гораздо меньше «прироста» на теле, чем у наших ближайших родственников и большинства млекопитающих. Аналогично, например, с потерей хвоста. На самом деле у нас все еще есть гены хвоста, просто они неактивны.

Потеря большей части наших волос не связана с изменением одного или нескольких генов и регуляторных последовательностей. Оказывается, формирование меха у млекопитающих контролируется плотной и взаимосвязанной сетью генов. Кларк и его сотрудники смогли идентифицировать некоторые из них. В некоторых случаях это гены, функцию которых мы еще не знаем. Но они активны в коже и, по всей вероятности, участвуют в формировании волос.

«Мы обнаружили ряд генов, связанных с волосами, но пока точно не знаем, для чего они нужны. Мы думаем, что они могут играть роль, например, в росте волос», — подтверждает коллега Кларка Аманда Ковальчик.