Главная / Общество

В ТАСС прошла конференция по вопросу предотвращения и лечения генетических видов рака

Ежегодно полмиллиона россиян слышат диагноз «рак». Больше половины всех пациентов с онкозаболеваниями имеют мутации в генах. Пациенты с такой мутацией имеют более высокий риск раннего прогрессирования и метастазирования. Раньше лечения для них не существовало. Теперь благодаря разработке российских учёных они могут прожить долго.

Фото: Игорь Сащенко

Впервые в информационном агентстве ТАСС подняли эту тему и в таком составе. Заместитель генерального директора по науке НМИЦ радиологии, главный внештатный специалист онколог Минздрава Пётр Шегай подчеркнул, что генетические нарушения играют ключевую роль в формировании опухоли, поэтому всем пациентам с онкодиагнозом проводят молекулярно-генетический тест:

«Генетическое исследование позволяет выявить молекулярные особенности каждой опухоли, что дает возможность подобрать индивидуальную таргетную терапию, определить прогноз течения заболевания, в том числе риск развития его у родственников в случае наследственного синдрома, то есть определить группы риска и вовремя обратить на них внимание».

«Здорово, что сейчас каждый человек лечится индивидуально, персонально. Молекулярно-генетическое тестирование кардинально изменило ход моего лечения, когда мне был поставлен диагноз «рак молочной железы». Мне назначили полный спектр диагностик, которые позволили сделать моё лечение персонифицированным, в результате чего врачи отказались от секторальной резекции в пользу полного удаления обеих желёз. Это застраховало меня от рецидива, который возникает в 98% случаев. Сейчас я в стойкой ремиссии», – сказала президент Всероссийской Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова, поделившись своей историей.

Фото: Игорь Сащенко

Если тест показывает наличие мутаций в гене, врачи прибегают к современному лечению.

«В последнее десятилетие активно развивается иммуноонкология. Её задача – восстановить иммунный статус и активность всех элементов противоопухолевого иммунитета», – добавил директор Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава РФ, академик РАН Андрей Решетников.

Специалист рассказал, что именно в СССР открыли молекулу – фактор некроза опухоли, или ФНО, которая активизирует собственный противоопухолевый иммунитет человека. На её основе методами генной инженерии разработали иммуногенетический препарат, содержащий фактор некроза опухоли в сочетании с иммунными белками тимозином и интерфероном.

В московской клинике онкореабилитации «OncoCareClinic 308» провели исследование по оценке эффективности этого препарата. В исследовании принимали участие 2 группы пациентов, завершивших курс комбинированной противоопухолевой терапии.

«Препарат обладает прямым противоопухолевым действием. Он связывается с рецепторами на поверхности опухолевой клетки, вызывает гибель сосудов, которые питают опухоль, активизирует иммунную систему. В исследуемой группе было 3 случая прогрессирования против 11 в контрольной за 2 года. Этот препарат снижает риск прогрессии или рецидива онкозаболевания более чем в 3 раза», – сказал главный врач московской клиники онкореабилитации «OncoCareClinic 308» Павел Шабалкин.

Фото: Игорь Сащенко

Этот метод назвали третичной иммунопрофилактикой. Врачи отметили, что важно не только вылечить пациента, но и вернуть ему достойное качество жизни после перенесённой оперативной, химио- и лучевой терапии.

«Настаёт момент, когда врачам надо собрать знания и навыки, чтобы болезнь не вернулась. Нужны превентивные меры диагностики. Наша задача – не только побороть болезнь, но и вернуть человека к полноценной жизни без боли и мучений. Препарат должен стать частью основного лечения и помогать пациенту избежать рецидива в будущем», – добавил врач МНИОИ имени П. А. Герцена, научный сотрудник ФМБА России Дмитрий Юдин.

«Удивительные методики генной терапии можно применять даже у пациентов с далеко зашедшими стадиями. И люди, которым пророчили пару месяцев, живут годы», – добавила профессор кафедры онкологии Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского Лали Когония.

Фото: Игорь Сащенко

Исследования нового препарата будут продолжены.

Автор: Антонина Арталевская