Тяжелая форма COVID приводит к когнитивным нарушениям, подобным тем, которые наблюдаются в возрасте от 50 до 70 лет, и эквивалентны потере десяти баллов IQ. Эффекты все еще обнаруживаются более чем через шесть месяцев после острого заболевания, а выздоровление в лучшем случае происходит постепенно
Появляется все больше доказательств того, что COVID может вызывать длительные проблемы с когнитивным и психическим здоровьем: выздоровевшие пациенты сообщают о таких симптомах, как усталость, «мозговой туман», проблемы с запоминанием слов, нарушение сна, беспокойство и даже посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) через несколько месяцев после заражения.
Фото: https://antiage-expert.com/
Новое исследование показало, что примерно каждый седьмой опрошенный сообщил о наличии симптомов, включающих когнитивные трудности, через 12 недель после положительного теста на COVID. А визуализация мозга показала, что даже легкая форма COVID может привести к уменьшению размера этого органа. Только 15 из 401 человека, участвовавшего в исследовании, были госпитализированы.
Случайные результаты крупного проекта гражданской науки также показали, что легкие случаи могут привести к стойким когнитивным симптомам. Тем не менее, эти проблемы увеличиваются с тяжестью болезни. Действительно, независимо было показано, что от трети до трех четвертей госпитализированных пациентов сообщают о появлении когнитивных симптомов через три-шесть месяцев.
Масштабы этих проблем и ответственные за них механизмы остаются неясными. Еще до пандемии было известно, что у трети людей с эпизодом заболевания, требующим госпитализации в отделение интенсивной терапии, через шесть месяцев после госпитализации обнаруживаются объективные когнитивные нарушения.
Считается, что это является следствием воспалительной реакции, связанной с критическим заболеванием. И когнитивный дефицит, наблюдаемый при COVID, вполне может быть аналогичным явлением. Тем не менее есть доказательства того, что SARS-CoV-2, вирус, вызывающий COVID, может заражать клетки головного мозга. Мы не можем исключить прямую вирусную инфекцию головного мозга.
Другие факторы, такие как гипоксия (низкий уровень кислорода в крови), также могут иметь значение. Также неясно, были ли распространенные проблемы с психологическим здоровьем, о которых сообщалось после COVID, частью той же проблемы, что и объективный когнитивный дефицит, или представляли собой другое явление.
Чтобы охарактеризовать тип и величину этих когнитивных нарушений и лучше понять их связь с тяжестью заболевания в острой фазе и психологическими проблемами в более поздние периоды времени, мы проанализировали данные 46 бывших пациентов с COVID. Все они получили стационарную помощь в отделении интенсивной терапии по поводу COVID в больнице Адденбрука в Кембридже, Англия.
Фото: https://newday-clinic.ru/
Участники прошли подробные компьютеризированные когнитивные тесты в среднем через шесть месяцев после острого заболевания с использованием платформы Cognitron. Эта оценочная платформа предназначена для точного измерения различных аспектов умственных способностей, таких как память, внимание и мышление, и использовалась в вышеупомянутом исследовании гражданской науки.
Мы также измерили уровни тревоги, депрессии и посттравматического стрессового расстройства. Данные участников исследования сравнивали с контрольной группой — людьми того же пола, возраста и других демографических факторов, но не госпитализированными с COVID.
Выжившие после COVID были менее точными и реагировали медленнее, чем контрольная группа. Эти дефициты разрешались медленно и все еще обнаруживались в течение десяти месяцев после госпитализации. Эффекты масштабировались в зависимости от тяжести острого заболевания и маркеров воспаления. Они были самыми сильными для тех, кому требовалась искусственная вентиляция легких, но они также были существенными для тех, кто этого не делал.
Сравнивая пациентов с 66 008 представителями общественности, мы смогли оценить, что величина когнитивной потери в среднем аналогична той, которая сохраняется в 20-летнем возрасте, между 50 и 70 годами. Это эквивалентно потере десяти баллов IQ. Выжившие особенно плохо справились с такими задачами, как «вербальное рассуждение по аналогии» (выполнение аналогий, таких как шнурки для обуви, то же, что пуговицы для…). Они также показали более низкую скорость обработки, что согласуется с предыдущими наблюдениями после COVID о снижении потребления глюкозы мозгом в ключевых областях мозга, отвечающих за внимание, решение сложных задач и рабочую память.
В то время как люди, выздоровевшие от тяжелой формы COVID, могут иметь широкий спектр симптомов плохого психического здоровья — депрессию, тревогу, посттравматический стресс, низкую мотивацию, утомляемость, плохое настроение и нарушения сна — они не были связаны с объективными когнитивными нарушениями, что предполагает различные механизмы.
Фото: https://liter.kz/
Прямая вирусная инфекция возможна, но вряд ли является основной причиной. Более вероятно, что этому способствует сочетание факторов, в том числе недостаточное снабжение мозга кислородом или кровью, закупорка крупных или мелких кровеносных сосудов из-за образования тромбов и микроскопические кровотечения.
Однако новые данные свидетельствуют о том, что наиболее важным механизмом может быть повреждение, вызванное воспалительной реакцией организма и иммунной системой. Неподтвержденные данные от передовых врачей подтверждают этот вывод о том, что некоторые неврологические проблемы стали менее распространенными после широкого использования кортикостероидов и других препаратов, подавляющих воспалительную реакцию.
Независимо от механизма, наши результаты имеют существенное значение для общественного здравоохранения. Около 40 000 человек прошли реанимацию с COVID только в Англии, и многие другие будут госпитализированы. Многие другие, возможно, не получали стационарного лечения, несмотря на тяжелое заболевание, из-за нагрузки на систему здравоохранения во время пиковых волн пандемии. Это означает, что есть много людей, которые все еще испытывают проблемы с когнитивными функциями много месяцев спустя. Нам срочно нужно посмотреть, что можно сделать, чтобы помочь этим людям. Сейчас проводятся исследования, направленные на решение этой проблемы.
Тем не менее, есть что-то вроде серебряной подкладки. Если, как мы подозреваем, картина, которую мы видим при COVID, действительно повторяет более широкую проблему, наблюдаемую при других типах тяжелых заболеваний, это дает возможность понять ответственные механизмы и изучить методы лечения.
Авторы:
Адам Хэмпшир, профессор восстановительной неврологии Имперского колледжа Лондона;
Давид Менон, профессор, заведующий отделением анестезии, Кембриджский университет.