Почему мы так легко чувствуем себя виноватыми? Какой цели это служит? И что мы можем сделать, если это станет невыносимым? К счастью, психологические исследования дают некоторые ответы
Многие люди чувствуют себя виноватыми, когда видят ужасные вещи, происходящие с другими в новостях. Это также может произойти, когда мы думаем о том случае, когда мы разбили чье-то сердце, огрызнулись на ребенка или глубоко ранили чувства друга. На самом деле, большинство из нас время от времени испытывают чувство вины, и это может быть очень неприятным опытом.
Фото: https://pikabu.ru/
Чувство вины предупреждает нас о том, что наши моральные нормы каким-то образом нарушены. Это чувство раскаяния по поводу чего-то ужасного, чему мы содействуем или игнорируем, что объясняет, почему так много людей чувствуют себя виноватыми, когда смотрят новости.
Люди различаются по тому, насколько легко они чувствуют вину, в зависимости от их личности и жизненного опыта. Те, кто имеет высокий уровень эмпатии или много заботится о социальных отношениях, могут быть более склонны к чувству вины, в то время как люди с высоким уровнем «темных черт личности», таких как психопатия или нарциссизм, могут быть менее склонны к этому.
Вина часто противопоставляется стыду, который описывает самодемонизацию. Когда вы чувствуете вину, вы думаете, что сделали что-то не так; когда вы чувствуете стыд, вы чувствуете, что с вами что-то не так из-за этого. Хотя стыд редко приносит пользу и часто приводит к социальной изоляции, чувство вины может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
Вы можете испытывать чувство вины, связанное с различными жизненными обстоятельствами. Например, экологическая вина связана с чувством вины за окружающую среду. Вина выжившего описывает вину, которую испытывают те, кто остался невредимым в опасной ситуации, такой как выживание на войне или COVID, когда погибло так много других людей. Но мы также испытываем чувство вины, когда сделали что-то, чего не должны были делать.
Вина может быть тем, что исследователи называют «адаптивным», что означает, что она может принести нам пользу и помочь нам выжить. Когда мы чувствуем себя виноватыми, это признак того, что наш моральный компас работает, и мы можем определить разницу между тем, что правильно, а что нет. В конечном итоге это помогает людям ладить друг с другом и заботиться друг о друге.
Фото: http://psixolog-ln.com/
Чувство вины может помочь нам общаться с другими, особенно когда с ними случается что-то плохое. Видя, как кто-то страдает, и чувствуя себя виноватым, мы с большей вероятностью прибегаем к «репаративному поведению», например, протягиваем оливковую ветвь или проявляем исключительную щедрость к своим ресурсам, и все это ослабляет чувство вины, которое мы чувствуем. Переживание вины может мотивировать людей извиняться за то, что они сделали что-то плохое, тем самым сводя к минимуму неравенство в обществе.
Точно так же чувство вины может быть полезно и в романтических отношениях, помогая нам хорошо относиться к нашему партнеру и компенсировать это, если мы этого не делаем.
Когда дело доходит до свидетелей войн, голода или вспышек болезней в новостях, чувство вины может вдохновить нас стать волонтерами или пожертвовать деньги. Наблюдение за щедростью других людей, которые играют активную роль в помощи другим, также вызывает чувство вины, что, в свою очередь, может побудить нас предпринять аналогичные действия — таким образом, заплатив вперед.
Но чувство вины может иметь и негативные последствия и стать «дезадаптивным». Есть два типа вины, которые особенно вредны для нас: свободно плавающая вина и контекстуальная вина. Свободно плавающая вина возникает, когда вы испытываете общее чувство вины; вы чувствуете, что вы не хороший человек. С другой стороны, контекстуальная вина связана с тем, что вы берете на себя слишком большую ответственность за что-то — например, бесконечные попытки помочь бывшему во всех сферах его жизни, потому что вы чувствуете себя плохо из-за расставания с ним.
Но в обоих случаях вы ничего не можете сделать, чтобы уменьшить чувство вины. Вместо этого чувства и действия продолжаются, что делает их неадаптивными. Например, если вы постоянно чувствуете себя плохим человеком, это может помешать формированию новых отношений — вы можете подсознательно саботировать их, потому что чувствуете, что не заслуживаете их. И если ваша вина никогда не исчезнет, вы можете потратить так много времени и энергии на действия, чтобы попытаться справиться с ней, что вы выгораете, у вас развивается тревожное расстройство или вы впадаете в депрессию.
Фото: https://updnr.ru/
Когда вы смотрите новости, вы можете начать испытывать неадекватное чувство вины, если вы не можете точно определить, откуда оно исходит — оно может стать просто общим чувством. Это также может иметь место, если вы чувствуете личную ответственность за плохие новости, даже если вы мало что можете сделать, чтобы изменить обстоятельства.
Лучший способ справиться с нечистой совестью — предпринять действия, соответствующие ситуации. Если вы испытываете экологическую вину, это может включать в себя небольшие изменения в вашей собственной жизни, чтобы вы жили более устойчивым образом. Вы также можете участвовать в общественных мероприятиях, которые помогают другим понять катастрофическую климатическую ситуацию. И если вы чувствуете вину за то, как вы обошлись с другом, есть смысл извиниться и предложить помощь в чем-то.
Если вы испытываете чувство вины выжившего, вы можете подумать о написании письма о прощении себя, в котором вы подробно описываете, какие аспекты ответственности вы хотите взять на себя, выражаете раскаяние, извиняетесь перед собой и пытаетесь загладить свою вину.
Однако ключ во всех этих сценариях заключается в том, чтобы в конечном итоге отпустить боль. Мир несправедлив, и все иногда ошибаются. Бесконечное обвинение себя может быть утомительным и контрпродуктивным. Чтобы собрать энергию и драйв, нам нужно создавать позитивные изменения вокруг себя, нам также нужно время от времени чувствовать себя хорошо.
Автор: Иоланта Берк, старший преподаватель, Центр позитивной психологии и здоровья, Университет медицины и медицинских наук RCSI