Главная / Общество

Как мировой дефицит удобрений повлияет на продукты питания

В настоящее время мы являемся свидетелями начала глобального продовольственного кризиса, вызванного последствиями пандемии, а в последнее время – ростом цен на топливо и конфликтом в Украине. Уже были явные логистические проблемы с перемещением зерна и продовольствия по всему миру, которые теперь будут значительно хуже. Но более тонкая связь существует между питательными веществами, необходимыми для обеспечения высоких урожаев, и качеством сельскохозяйственных культур во всем мире.

Зерновые культуры являются основой нашей продовольственной системы, независимо от того, кормят ли они нас или животных, и без надежного снабжения с точки зрения объема и качества наша продовольственная система обанкротится. Культуры зависят от хорошего снабжения питательными веществами для обеспечения высоких урожаев и качества (а также от воды, солнечного света и здоровой почвы), которые в современных системах земледелия поступают из промышленных удобрений. Когда вы сидите и читаете эту статью, воздух, которым вы дышите, содержит 78% газообразного азота — это тот же источник азота, который используется в производстве большинства производимых азотных удобрений.

Фото: https://infoindustria.com.ua/

Однако, чтобы взять этот газ из воздуха в мешок с удобрением, требуется огромное количество энергии. Процесс Габера-Боша, который превращает азот и водород в аммиак в качестве решающего шага в создании удобрений, использует от 1% до 2% всей энергии, вырабатываемой в мире. Следовательно, стоимость производства азотных удобрений напрямую связана со стоимостью топлива. Вот почему на момент написания статьи цена на нитрат аммония выросла до $1500 за тонну по сравнению с $1000 неделю назад.

Затраты удобрений на сельскохозяйственные системы представляют собой одну из самых больших переменных затрат на производство урожая. Инвестируя в удобрения, фермер должен сбалансировать доход от этих инвестиций с ценой, которую они получают при сборе урожая. Добавление большего количества удобрений для небольшого повышения урожайности может не окупиться при сборе урожая.

Этот расчет между стоимостью удобрений и стоимостью произведенного урожая — «коэффициент безубыточности» — обычно составляет около шести для зерновых культур (6 кг зерна необходимо для оплаты 1 кг азотных удобрений), но с ростом цен на удобрения в настоящее время около десяти. Чтобы оставаться прибыльными, фермерам необходимо будет особенно внимательно следить за производственными затратами и, возможно, использовать меньше удобрений. Однако использование меньшего количества удобрений снизит урожайность, увеличивая нагрузку на продовольственную систему в целом.

Большая картина

Глобальная продовольственная система уже находилась под давлением. Во время пандемии, когда многие экономики вышли из карантина и восстановились, быстрый рост активности увеличил спрос на энергию. Всплеск цен на газ спровоцировал паузу в производстве удобрений на некоторых предприятиях Европы в 2021 году, что вызвало рост цен.

Поскольку многие фермеры покупают удобрения заранее, некоторые из них избежали этого повышения, поэтому вряд ли это сразу отразится на поставках продовольствия и ценах. Но хотя производство удобрений возобновилось, мировые цены на топливо не восстановились и продолжают расти. А недавний резкий рост цен на топливо напрямую повлияет на цены на удобрения, что помогает объяснить, почему индекс цен на продовольствие достиг своего самого высокого значения в феврале и растет самыми высокими темпами со времени финансового кризиса 2008 года.

Даже тогда февральские данные лишь частично отражали некоторое повышение цен, которое будет отложено: более высокие цены на удобрения вынудят фермеров либо сделать эквивалентное повышение цен на урожай при его сборе, либо использовать меньше удобрений. Более высокие цены на зерно в момент сбора урожая усугубят инфляционное давление в экономике, поскольку цепочка поставок в конечном итоге перенесет затраты на потребителя в виде более высоких цен на продукты питания.

Фото: https://imag.one/

Россия и Украина также являются крупными производителями и поставщиками удобрений и сырья для них. Например, норвежская группа Yara, крупнейший производитель и поставщик удобрений в Европе, большую часть своей продукции производит в Украине. Таким образом, сокращение западной торговли с Россией и перебои с поставками в Украину добавят еще один уровень давления на производство и поставки удобрений.

На Россию приходится почти десятая часть мирового производства азотных удобрений. Россия также имеет сопоставимую долю фосфорных удобрений и вместе с Беларусью около трети производства калийных удобрений. Правда, во многих случаях они не вносятся в почву каждый год и требуют гораздо меньших затрат энергии, поэтому окажут меньшее непосредственное влияние на урожайность и производство продуктов питания. Но Россия только что объявила о приостановке экспорта удобрений на запад. Основные рынки сбыта российских удобрений в США повлияют на этих глобальных поставщиков зерна в мире.

Украина также сама по себе является крупным сельскохозяйственным производителем, поставляющим значительные объемы зерновых и масличных культур на мировые рынки (12% мировой пшеницы и крупнейший в мире поставщик подсолнечного масла). Таким образом, в то время, когда многие культуры в Украине должны быть высеяны или те, которые уже в земле, ожидают внесения удобрений и пестицидов, сбои окажут дополнительное давление на урожай этого года и приведут к росту цен на продукты питания. Особому риску от сокращения поставок украинского и российского зерна подвергаются Египет, Турция и Бангладеш.

Продовольственная безопасность

Если вы соедините эту ситуацию с воздействием пандемии и изменения климата (включая экстремальные погодные условия), все это складывается в растущую угрозу продовольственной безопасности. По оценкам ФАО, даже в 2019 году, до пандемии, 690 миллионов человек, или 9% населения мира, сталкивались с отсутствием продовольственной безопасности и голодали. С тех пор индекс цен на продовольствие вырос на 39%.

В этом контексте призыв к немедленному вмешательству государства в рынок является естественным. Тем не менее, государственные бюджеты сильно растянуты после COVID, что оставляет мало места для прямой денежной поддержки и пожертвований. Ввиду недавних обещаний убрать всю российскую нефть и газ из европейского импорта, правительствам, фермерам и потребителям предстоит принять несколько трудных решений.

Фото: https://cabar.asia/

В среднесрочной перспективе это подчеркивает необходимость преобразования продовольственной системы с использованием большего количества экологически чистой энергии. Мы также должны поощрять более устойчивые рационы питания, которые содержат меньше продуктов животного происхождения, откармливаемых зерном; и регенеративные методы ведения сельского хозяйства, которые улучшают здоровье почвы и эффективность использования питательных веществ культурой.

Авторы:

Джон Хаммонд, профессор растениеводства, Университет Рединга;

Йоргос Гаданакис, адъюнкт-профессор управления сельскохозяйственным бизнесом, Университет Рединга.