Главная / Общество

Кто будет решать, когда закончится пандемия?

Прошло два года с тех пор, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку COVID пандемией, и с тех пор люди во всем мире задаются одним и тем же вопросом: когда это закончится?

Это кажется простым вопросом, но исторический анализ показывает, что «конец» болезни редко переживается одновременно всеми пораженными. Для некоторых угроза быстро миновала, и они с нетерпением ожидают возвращения к нормальной жизни. Но для других сохраняющаяся угроза инфекции, а также долгосрочные медицинские, экономические и социальные последствия болезни делают официальные объявления об окончании преждевременными. Это могут быть, например, люди с ослабленным иммунитетом, некоторые из которых остаются уязвимыми для COVID, несмотря на вакцинацию.

Фото: https://mirtesen.gazeta-smedvedkovo.ru/

Определить, когда закончилась вспышка заболевания, сложно даже глобальным агентствам здравоохранения. Вспышка лихорадки Эбола, начавшаяся в 2018 году в Демократической Республике Конго, была объявлена ​​ВОЗ завершенной в 2020 году, но впоследствии вспыхнула вновь. Затем это возрождение было повторно объявлено в декабре 2021 года. Некоторые правительства недавно приняли решение снять все оставшиеся правовые ограничения COVID. Но означает ли это стремление «жить с вирусом», что пандемия закончилась? А если нет, то кто должен решать, когда это будет?

В течение 24 часов после объявления об отмене ограничений, связанных с COVID, мы провели опрос, чтобы выяснить, считают ли люди, что пандемия закончилась. Мы также выяснили, считают ли они правомерным отмену всех ограничений COVID в данный момент времени, и кто, по их мнению, должен иметь возможность решать, когда пандемия закончится.

Всего мы опросили чуть более 1300 человек. Мы набрали 500 участников, которые представляли население, через исследовательскую компанию Prolific, а остальные 800 были набраны через социальные сети и университетские списки рассылки. Сочетание этих двух методов означало, что, хотя наша выборка не была полностью репрезентативной для населения, она была разнообразной. Например, 35% участников были моложе 25 лет, 40% были в возрасте от 26 до 50 лет и 15% были старше 50 лет. Таким образом, это дает нам интересное представление о том, как могут отличаться мнения среди общественности.

Пандемия закончилась?

Из опрошенных нами людей 57% не согласились с тем, что снятие ограничений COVID означает окончание пандемии. На самом деле, только 28% согласились с тем, что снятие ограничений означает конец пандемии. Для большинства людей, участвовавших в опросе, окончание пандемии было еще где-то в будущем.

Мы также спросили людей, считают ли они законным снятие ограничений COVID. В целом воспринимаемая легитимность отмены ограничений была низкой. И хотя примерно 40% людей согласились с тем, что снятие ограничений в феврале было прагматичным, менее 25% согласились с тем, что это было морально.

Когда мы рассмотрели, что повлияло на убеждения людей, мы обнаружили, что в целом люди с большей вероятностью верят в то, что пандемия закончилась и что снятие всех ограничений является законным, если они считают, что угрозы COVID для физического и психического здоровья находятся в прошлом. Кроме того, те, кто чувствовал, что кризис закончился, были, как правило, моложе и мужчины. Многие с таким убеждением также считали, что кризис длился более двух лет, и заявляли, что они часто не соблюдали ограничения.

Фото: https://rg.ru/

Интересно, однако, что ряд других факторов, которые мы рассмотрели, не были связаны с убеждениями людей в законности отмены ограничений. Например, мы не обнаружили связи между мыслями людей об отмене ограничений и их озабоченностью социальными, экономическими, образовательными и трудовыми последствиями COVID, их участием в программе вакцинации или смертью близкого родственника от COVID.

Кто должен решить, когда это закончится?

Половина наших участников считали, что решать, когда закончится пандемия, должны ученые. Напротив, менее 5% считают, что решение должно принимать правительство. Однако вера в то, что решение должно принимать правительство, падает. Когда участников попросили вспомнить, как бы они ответили на этот вопрос 18 месяцев назад, более 10% ответили, что тогда они сказали бы, что решение должно принимать правительство.

Критически важно, что представления о том, кто должен положить конец пандемии, различались между группами людей. Мужчины чаще, чем женщины, считали, что решение должно приниматься правительством. Невакцинированные люди с большей вероятностью считали, что для принятия решения необходимо провести общественное голосование. И, возможно, неудивительно, что вакцинация была связана с большей верой в то, что это решение должны принимать ученые.

Несмотря на давнее желание, чтобы пандемия закончилась, наши результаты показывают, что многие могут считать, что она далека от завершения, и что общественность может не согласиться с тем, имеет ли правительство право делать такой призыв. По мере того, как ограничения заканчиваются, мы сталкиваемся с возможностью увеличения неравенства, поскольку некоторые считают, что они могут вернуться к «нормальной жизни», в то время как другие считают, что конечная точка пандемии все еще находится в будущем. Таким образом, одна из новейших проблем, связанных с пандемией, заключается в том, как нам урегулировать эти различия по мере того, как страны выходят из пандемии.

Авторы:

Рут Огден, читатель по экспериментальной психологии, Ливерпульский университет Джона Мурса;

Патрисия Кингори, профессор этики глобального здравоохранения, Оксфордский университет.