Чрезвычайное давление в учебе и на работе сказывается в Японии. Из-за страха неудачи все больше и больше молодых людей отказываются подчиняться системе и предпочитают полностью отключиться от мира. Так называемых хикикомори, не покидающих свою квартиру более полугода, в островной стране сотни тысяч.
Бескомпромиссная система, которая ставит образование и карьеру на первое место, помогла Японии построить третью по величине экономику в мире после войны, но теперь, похоже, она показывает обратную сторону. То, что относилось к поколениям родителей, то есть отличные академические достижения автоматически приносят хорошее место и социальный статус, сломалось во время экономического спада 1990-х годов, и сегодня уже невозможно рассчитывать на такую уверенность. Налог платят потомки, которые сталкиваются с барьером консервативного мышления и с такими же ожиданиями, как и их родители.
Фото: https://questionjapan.com/
Стремление к работе начинается в раннем возрасте. Если родители хотят обеспечить своим детям светлое будущее, они должны поработать над этим до того, как те пойдут в школу: получение места в лучших детских садах или яслях означает сдачу серии экзаменов для малышей, из которых молодые японцы не вырвутся до тех пор, пока не отметят совершеннолетие. Чтобы добиться желаемого поступления в один из престижных университетов, они даже обычно берут годичный отпуск после окончания школы, чтобы подготовиться к поступлению.
В то же время за многими из них строго следят матери, которые считают успех своего сына или дочери личным удовлетворением и видят конкуренцию со стороны других родителей. Они даже готовы обмануть, чтобы получить лучшее место для своего отпрыска. Популярная практика – притворяться, будто ребенок учится меньше, чем есть на самом деле: например, они отправляют его учиться в гостиную и выходят в его комнату, чтобы соседи на улице думали, что ребенок спит. Для одноклассников это сигнал о том, что они тоже могут получить облегчение в своих усилиях – и, к их удивлению, рассматриваемый «бездельник» сияет на тестах, в то время как они остаются далеко позади него.
Однако непосредственно между студентами идет ожесточенная конкуренция. Образование в стране восходящего солнца может быть одним из лучших в мире с точки зрения учебной программы, но оно не может похвастаться классной атмосферой: количество заявленных издевательств растет уже шесть лет, а в реальности можно ожидать в разы хуже. Ученики безжалостно наказывают за любые различия в своих сверстниках, будь то внешний вид или результаты обучения; крашеные волосы и место происхождения могут стать оправданием. Согласно исследованию Министерства образования Японии в прошлом году, ученики 83% школ подвергались издевательствам. Ежегодно до двухсот детей кончают жизнь самоубийством в результате непрекращающихся преследований.
Для многих молодых мужчин и женщин (по оценкам, проблема затрагивает оба пола в равной степени) решением было их полная изоляция: однажды они просто заперлись в своей комнате и с тех пор не выходили. В 1998 году, когда об этом явлении впервые заговорили вслух, психолог Сайто Тамаки ввел термин «хикикомори», буквально «отстраненный». Сроком для постановки этого «диагноза» эксперт считает полгода изоляции. Может показаться, что это много, но на самом деле большинство хикикомори остаются в уединении годами, если не десятилетиями. Они даже боятся контактов с собственной семьей, поэтому многие привыкли спать днем и активны ночью. Например, если им нужно пойти поесть, они будут ждать, пока остальные члены семьи не уснут. В противном случае их ежедневное содержание обычно происходит в виртуальном мире – они проводят время в Интернете, играют в компьютерные игры или смотрят телевизор.
Это не единичные случаи: десять лет назад правительство осторожно признало, что так жили 700 тысяч человек. По оценкам с 2019 года, их уже больше 1,5 миллиона. Однако неофициальные источники утверждают, что это лишь верхушка айсберга. Например, по словам Тамаки, проблема может затронуть более чем в два раза больше японцев, поскольку семьи обычно стесняются говорить о потомстве отшельника и редко обращаются за профессиональной помощью.
Фото: https://medbooking.com/
Быстро растущее число хикикомори представляет собой реальную угрозу, с которой неизбежно пришлось столкнуться правительству: пять лет назад оно заказало исследование, которое показало, что более трети «отлученных» находились в одиночестве более семи лет. Их средний возраст увеличился с 21 до 32 лет, но первые из них появились в 1990-х годах и сейчас достигли среднего возраста. Примерно через десять лет их родители – нынешние кормильцы – начнут стареть и умирать. А что будет дальше, никто не знает.
По мнению психологов, начинать разгадывать проблему нужно с родителей. Во многих случаях пусковым механизмом является образование. Когда отпрыск не соответствует слишком высоким требованиям, семья реагирует неадекватно и обвиняет его в том, что он очернил имя. Когда молодой человек предпочитает изолироваться, его родители интерпретируют это как личную неудачу в воспитании. Им часто стыдно признать, что их ребенок не пошел по заданному пути, и поэтому они предпочитают отложить визит специалиста. Вместо этого они пытаются решить проблему по-своему, возможно, с помощью «профессионалов»: два миллиона жителей Нагои смогли воспользоваться услугами частной компании, которая предложила «взломать» подростка, прочитать ему правильную проповедь и вытащить его из комнаты.
Однако, по мнению экспертов, столь же радикальное вмешательство так же опасно, как и полностью противоположный подход, то есть игнорирование проблемы. Ребенка мучают в домашнем приюте: чем дольше он избегает общества, тем глубже он попадает в беду и тем труднее вырваться из спирали. Если есть возможность выйти из него, обе стороны должны внести свой вклад, поскольку в основе лежит активная поддержка ближайшего окружения. Только после того, как вы освоите сложную фазу налаживания отношений с родителями, может последовать терапия, которая, однако, включает в себя выход из квартиры – шаг, который изначально невозможен для многих хикикомори.
Среди развитых стран Япония находится на седьмом месте по количеству самоубийств. Причем почти две трети из них, согласно статистике, происходят на фоне проблем с работой или деньгами. В прошлом году, отмеченном пандемией, умерла рекордная 21 000 человек, что на 16% больше, чем годом ранее. Поэтому в мае этого года японский парламент учредил совершенно новый «отдел одиночества» для решения этой проблемы.