Главная / Общество

Ученые стоят на пороге создания универсальной вакцины от гриппа

Вирусы гриппа – стойкие противники. Они постоянно адаптируются к нашей иммунной системе и лечению. Но ученые считают, что наконец-то нашли слабое место в вирусе...

Грипп сейчас находится в тени пандемии covid-19. Однако в одних только Соединенных Штатах он может поражать миллионы людей и ежегодно убивать десятки тысяч пациентов. Ученые и врачи борются с гриппом с помощью вакцин, но их разработка затруднена. Типичные вакцины против гриппа нацелены на концевую часть белка гемагглютинина, который в форме множества тримеров течет с поверхности частицы вируса гриппа в окружающую среду.

Фото: https://regnum.ru/

Такое место выгодно для вакцины, потому что оно легко доступно для иммунитета. Однако основная проблема гриппа заключается в том, что концы гемагглютинина также являются одним из наиболее вариабельных участков вируса. Они мутируют так быстро, что обычно необходимо создавать новую вакцину каждый год, и никогда нельзя полностью гарантировать, что готовая вакцина «поразит» преобладающий тип вируса.

Ахиллесова пята вариабельного вируса

Патрик Уилсон из Weill Cornell Medicine и его сотрудники недавно обнаружили новую слабость в вирусе гриппа, которая может помочь снять проклятие ежегодной вакцины против гриппа. Это нижняя часть молекулы гемагглютинина, которая находится у поверхности вирусной частицы. Исследователи эту часть гемагглютинина наделили прозвищем «якорь» и до сих пор им пренебрегали, особенно когда дело доходит до разработки вакцины.

Исследователи обнаружили эту слабость в исследовании 358 различных антител, полученных из крови людей, вакцинированных против гриппа или инфицированных им. Большинство антител, связанных с гемагглютинином, заканчиваются, как и ожидалось. В то же время, однако, оказалось, что около 50 различных антител нацелены на упомянутый «якорь», то есть на нижнюю часть гемагглютинина.

Затем исследователи обнаружили, что многие из этих анти-якорных антител работают одновременно против многих различных типов сезонного гриппа. Шутка в том, что этот участок молекулы гемагглютинина гораздо менее изменчив, чем его конец. Все указывает на то, что анти-якорные антитела очень многообещающие для разработки универсальных противогриппозных вакцин, которые будут намного более устойчивы к изменениям в быстро мутирующем вирусе гриппа.