Пандемия COVID-19 продолжает оказывать разрушительное влияние на международные усилия по борьбе с малярией и ее ликвидации. Согласно последнему Всемирному докладу о малярии, в 2020 году было зарегистрировано на 14 миллионов случаев малярии больше, чем в 2019 году. Еще более тревожным было заметное увеличение смертности от малярии. В основном это были дети в возрасте до пяти лет, живущие в странах Африки к югу от Сахары. Это мрачное открытие.
Фото: http://key4mate.com/
Малярия – болезнь, которую можно предотвратить. Широко доступны эффективные диагностические инструменты (быстрые диагностические тесты) и методы лечения (комбинированная терапия на основе артемизинина). Однако прогресс в достижении мира, свободного от малярии, начал замедляться, а в некоторых регионах обратился вспять с 2015 года. Но пандемия COVID-19, постоянные вспышки лихорадки Эбола и продолжающиеся гуманитарные кризисы создали дополнительные проблемы для национальных программ борьбы с малярией. Эти факторы увеличили вероятность того, что цели 2030 года, поставленные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), не будут выполнены.
ВОЗ предупреждает, что без немедленных решительных действий все впечатляющие успехи, достигнутые в борьбе с малярией с 2000 года, будут сведены на нет. Это позволит распространиться малярии и подвергнуть по крайней мере половину населения земного шара повышенному риску заболевания.
Национальные программы борьбы с малярией в Африке получили высокую оценку за действия, направленные против угрозы, которую COVID-19 представляет для оказания основных услуг по борьбе с малярией. Сбои действительно случались. Но быстрые новаторские действия привели к тому, что они не достигли тех масштабов, которые многие эксперты предсказывали в начале пандемии.
Обнадеживает то, что в 2020 году многие эндемичные по малярии страны достигли своих целей по доставке обработанных инсектицидами сеток и опрыскиванию помещений. Число детей, получающих сезонную химиопрофилактику в Африке, превысило первоначальный целевой показатель.
Однако для того, чтобы усилия по борьбе с малярией вернулись в нужное русло, необходимо сделать еще больше. Необходимо улучшить доступ к основным услугам по борьбе с малярией. Это особенно важно для групп риска. Особую озабоченность вызывают люди в Африке к югу от Сахары. В этом регионе на шесть стран – Нигерию, Уганду, Демократическую Республику Конго, Анголу, Мозамбик и Буркина-Фасо – приходилось более 50% всех случаев и смертей от малярии, зарегистрированных в 2020 году.
Фрир: https://forum.termometropolitico.it/
И малярийный паразит, и москитный переносчик – это постоянно развивающиеся механизмы, позволяющие избежать контрольных вмешательств. Малярийные паразиты, устойчивые к артемизининовому компоненту рекомендованной ВОЗ комбинированной терапии на основе артемизинина, теперь подтверждены в Уганде и Руанде. Это вызывает опасения по поводу того, будут ли методы лечения продолжать работать.
В настоящее время нет эффективных альтернатив этим препаратам. ВОЗ рекомендует национальным программам борьбы с малярией регулярно оценивать эффективность лекарств и мутации паразитов. Странам также рекомендуется разработать осуществимые, полностью рассчитанные планы сдерживания и ответных мер, которые будут использоваться, как только они обнаружат устойчивых паразитов.
Широкое использование быстрых диагностических тестов и комбинированной терапии на основе артемизинина позволяет быстро диагностировать и эффективно лечить. Эти действия положительно повлияли на результаты лечения. Но текущий Всемирный доклад о малярии бьет тревогу по поводу распространения малярийных паразитов с генетическими изменениями, которые делают их невидимыми для быстрых диагностических тестов, наиболее широко используемых в странах Африки к югу от Сахары.
Малярия во время беременности остается еще одной проблемой в Африке. В 2020 году малярией заразилось около 11,6 миллиона беременных. В результате у 819 000 младенцев была низкая масса тела при рождении, что напрямую связано со смертью в детстве. ВОЗ рекомендует прилагать больше усилий для охвата беременных женщин вмешательством. К ним относятся сетки, обработанные инсектицидами, и периодическая профилактическая обработка – когда беременных женщин лечат от малярии, независимо от того, болеют они этим заболеванием или нет. Если бы 90% женщин из группы риска прошли курс лечения, это предотвратило бы как минимум 200000 родов с низкой массой тела в 2020 году.
Фото: http://sochi1gp.ru/
Обработанные инсектицидами сетки и остаточное опрыскивание помещений имеют важное значение для борьбы с малярией и, в конечном итоге, ее ликвидации. ВОЗ приветствовала все страны, которые достигли оптимального охвата этими усилиями, несмотря на проблемы, с которыми столкнулись в 2020 году.
Однако сопротивление представляет собой угрозу и здесь. Более 88% стран, участвовавших в подготовке Всемирного доклада о малярии 2020 года, сообщили об устойчивости комаров как минимум к одному классу инсектицидов. Девятнадцать стран сообщили об устойчивости ко всем четырем классам утвержденных инсектицидов. Но это еще не все мрак и гибель.
Ранее в этом году ВОЗ одобрила внедрение первой вакцины против малярии, RTS, S, в африканских странах с тяжелым бременем болезни. Эта вакцина может значительно улучшить результаты у африканских детей раннего возраста. Эта группа непропорционально сильно страдает от малярии. Есть также новые инсектициды, которые могут помочь сохранить эффективность сетей и опрыскивания. Увеличивается финансирование для интеграции геномного надзора в обычные системы надзора за малярией.
Эти и другие новаторские меры, наряду с твердой политической приверженностью и устойчивым финансированием, могут вернуть в нужное русло усилия по борьбе с малярией и сделать ее ликвидацию реальностью при нашей жизни.