Главная / Общество

Синдром кокона: что изоляция делает с человеческой психикой?

Александр Алексеенко - 26.10.21 (обновлено 26.10.21)

Долгая ночь без признаков рассвета губительна для человеческого разума. Однако такую ​​полярную ночь можно сравнить с рядом ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни – например, с необходимостью находиться дома, без контактов с другими людьми и без перспективы лучшего завтра. Что делает с нами такая ситуация?

Согласно исследованию Национального института психического здоровья (NUDZ), каждый третий взрослый страдает депрессивным расстройством во время пандемии. Уже в мае 2020 года количество психических заболеваний увеличилось до 30%, и в течение года, поскольку мы ведем борьбу как с глобальной пандемией, так и с жесткими мерами против ее распространения, количество психических расстройств в обществе не уменьшалось. Напротив.

Фото: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/

Согласно недавнему исследованию, во время пандемии на 60% увеличилось количество тех, кто регулярно употребляет алкоголь. Хотя количество разводов уменьшилось, закрытие партнеров и детей в одном домохозяйстве часто приводит к разногласиям, которые в некоторых случаях приводят к домашнему насилию. Вдобавок ко всему этому французские врачи начали наблюдать так называемый синдром куколки, особенно у детей, который может иметь отдаленные последствия, особенно для самых маленьких.

Буря эмоций

Синдром одышки не является психическим расстройством: это скорее преходящее эмоциональное состояние, которое можно преодолеть. Однако его симптомы часто напоминают депрессию или тревожные расстройства, которые также усиливаются во время пандемии. Чтобы понять этот синдром в целом, необходимо вернуться к началу пандемии. Правительства объявили о первом закрытии школ в марте 2020 года, а через день ограничили свободное передвижение граждан, что для большинства из нас означало радикальное изменение образа жизни.

В то время мы еще надеялись, что все закончится и все будет хорошо, но в марте прошлого года мы подсознательно начали делать своего рода оружие самообороны из своих домов. Капюшон, защищающий нас и наших близких от инфекции. «Быть ​​дома» стало одним из символов борьбы с коронавирусом. Однако для многих этот символ и оружие превращаются в проблему. Для некоторых уйти из дома становится практически невозможным испытанием.

Более точное описание явления, которое начало проявляться у людей с прогрессирующей пандемией – это так называемый «синдром кабины» и не является полной новостью. Впервые он появился в начале 20 века во время золотой лихорадки. Его симптомы, с которыми мы все еще сталкиваемся сегодня, затронули мужчин, которые с энтузиазмом отправились на поиски золотых самородков. Однако во время тяжелой работы в горах они много времени проводили в одиночестве, запираясь в маленьких хижинах. Вернувшись в нормальное общество, эти люди уже не могли открыться заново. Они потеряли интерес к общественным мероприятиям и общению с другими людьми, страдали от недоверия к своему окружению и все больше и больше ограничивались собой. Они также испытывали ностальгию по моментам полного одиночества.

Этот синдром иногда называют «синдромом заключенного». Его часто можно встретить у заключенных, которые боятся покинуть «безопасный» мир тюрьмы и войти в нормальный мир. Это также может повлиять на пациентов, находящихся в стационаре на длительном сроке, или людей с уединенной профессией, таких как смотрители маяков. Так что это не полная новинка, которая была бы связана исключительно с пандемией covid-19. Однако впервые мы сталкиваемся с этим синдромом у детей и в повседневной жизни.

Фото: https://mupzem-pushkino.ru/

Жертвы блокировки

Синдром затяжки может повлиять на кого угодно. Нет более или менее уязвимой группы, и, по крайней мере, все мы время от времени испытываем беспокойство по поводу текущей ситуации. Однако больше всего от самого синдрома и его последствий страдают дети, матери в декрете или одинокие люди с минимумом контактов. Проблема социальной изоляции может еще больше проявиться у экстравертов, страдающих от ограниченных социальных контактов – говорят психологи, специализирующиеся на кризисных ситуациях. Однако отсутствие социальных контактов уже сказывается на более замкнутых детях и взрослых.

Эксперты, между тем, заявляют, что существование синдрома куколки еще не доказано научно. Недостаточно данных, и еще не было достаточного распада, чтобы можно было профессионально описать синдром. Однако социальная изоляция наблюдается как у взрослых, так и у детей. Из практики детских психиатров также поступают сообщения о том, что в настоящее время наблюдается рост проблем с психическим здоровьем. Доминирующая картина – депрессия. И на первый взгляд может показаться, что для интровертов текущая ситуация является чем-то вроде «выигрыша в лотерею». Эти дети не искали контакта каким-либо образом, и онлайн-обучение, возможно, для многих из них – сбывшаяся мечта. Их результаты обучения и общее удовлетворение часто улучшались. Однако даже эта группа может оказаться под угрозой из-за сложившейся ситуации. Они больше времени проводят в Интернете и социальных сетях.

И дети, и взрослые могут терять подвижность и вызывать проблемы со спиной. Слишком частый просмотр монитора или мобильного телефона может привести к проблемам со сном. И вернуться к нормальной жизни для них будет немного сложнее, чем для их более общительных сверстников. Поэтому даже в этой группе очень важно уделять внимание достаточному общению, по крайней мере, внутри семьи, а также регулярным прогулкам или другим движениям в соответствии с текущими возможностями.

Позаботимся о детях

В конечном итоге синдром кокона может оказать наибольшее влияние на самых маленьких детей. Отсутствие социализации со сверстниками на игровой площадке или в детском саду, а также ограниченный контакт с расширенной семьей может привести к тому, что у них не будет достаточно социальных привычек, а затем возникнут проблемы с интеграцией в коллектив.

Реакции детей индивидуальны, как и их способность справляться, поэтому невозможно описать универсальную картину проблемы. Что касается работы с детьми, хорошо бы активно укреплять их связи со сверстниками и другие социальные контакты, по крайней мере, в Интернете. Также важно поддерживать социальное развитие в рамках онлайн-контактов ребенка со школой и прямого взаимодействия ребенка в семье. Может быть полезно просто поговорить с ребенком об отношениях и т.д. Конечно, потребности будут различаться в зависимости от возраста ребенка, – отмечают специалисты.

Фото: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/

Новый синдром – это еще не диагностическая категория, а скорее описание текущей ситуации. Не существует официального теста или способа узнать, сталкиваетесь ли вы или ваши дети с этим. Таким образом, распознавание этого синдрома определяется в первую очередь эмоциями и чувствами. Важно понимать, что его выступления с самого начала начинаются медленно и незаметно.

Например, более частым явлением может быть беспокойство и эскалация стресса из-за мысли о том, что вам нужно выходить на улицу. Вы чувствуете себя в безопасности только между четырьмя стенами вашего дома? Вы боитесь магазинов или общественного транспорта, что однажды вам придется вернуться к нормальной трудовой жизни? Тогда, по мнению французских психологов, вы страдаете синдромом коконирования.

Вымирающие виды

Для пожилых людей, которые в прошлом мало контактировали, изоляция может иметь такие же негативные последствия, как и для детей. Постарайтесь поддерживать связь с родителями, бабушками и дедушками, хотя бы по телефону. Также будет полезно, если вы будете время от времени приносить им покупки и разговаривать, по крайней мере, с надетым респиратором и на достаточном расстоянии.

Если вы сами чувствуете беспокойство, страх или потерю мотивации, не бойтесь просить о помощи. Даже простой разговор с кем-то о своих чувствах, тревогах и страхах может оказать чудесное исцеляющее действие на вашу душу.