Хотя количество случаев заражения COVID в настоящее время низкое или снижается в большинстве западных стран, за исключением Великобритании и России, еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем угроза пандемии исчезнет. Особенно с тем условием, что этой зимой большое беспокойство вызывает повторная вспышка COVID, сопровождаемая другими респираторными заболеваниями, особенно гриппом.
Как в южном, так и в северном полушариях заболеваемость гриппом быстро снизилась и вскоре в значительной степени вылилась в пандемию. Меры социального дистанцирования, используемые для сдерживания COVID, оказались еще более эффективными в сокращении распространения гриппа. Но, к сожалению, это означает, что теперь мы должны быть готовы к тому, что грипп станет особенно тяжелым в этом году.
Фото: https://tvkrasnodar.ru/
В некотором смысле иммунные ответы на COVID и грипп одинаковы. Относительно недавняя инфекция или вакцинация обеспечивают хорошую защиту от последующей инфекции, но вскоре эта защита начинает ослабевать. Однако ранние повторные инфекции обычно протекают бессимптомно или относительно легко. Но чем больше разрыв между выработкой иммунитета и повторным заражением, тем более серьезным может быть последующее заражение.
Это особенно очевидно, если посмотреть на то, как грипп поражает людей, живущих на отдаленных островах. Поскольку они могут долгое время не болеть гриппом, когда они в конечном итоге сталкиваются с ним, их смертность выше. Одно исследование, в котором изучались люди, живущие на Тристан-да-Кунья, группе изолированных островов в южной части Атлантического океана, показало, что всего несколько лет между контактами с гриппом увеличивает риск заболевания. Таким образом, беспокойство заключается в том, что благодаря мерам контроля COVID, которые почти полностью ограничили подверженность людей гриппу за последние 18 месяцев, естественный иммунитет снизится у всего населения. По сути, все мы живем на удаленных островах с начала 2020 года благодаря введенным блокировкам, ограничениям на поездки и мерам работы на дому.
Когда грипп действительно возвращается, он может поразить больше людей и вызвать более тяжелое заболевание, чем мы обычно наблюдаем в обычный сезон гриппа. То же самое относится и к другим респираторным вирусам. На самом деле, это могло уже происходить – в последнее время появилось много анекдотических сообщений о людях, которые сильно простужаются. Однако нелегко предсказать, когда именно грипп вернется, а также насколько он будет хуже или чаще. В настоящее время уровень заболеваемости гриппом все еще довольно низок, но это может быстро измениться, если вирус начнет распространяться.
К счастью, у нас есть безопасные и эффективные вакцины против гриппа, которые снижают риск заражения и тяжелое течение заболеваний. Но они не так эффективны, как большинство современных вакцин против COVID. Кроме того, то, насколько хорошо они работают, меняется из года в год. Вирусы гриппа мутируют быстрее, а это означает, что в конечном итоге циркулирует несколько штаммов, меняющихся каждый год. Если то, что оказывается доминирующим вирусным штаммом каждую зиму, не будет включено в вакцину, ее эффективность будет ниже.
Рекомендации относительно того, какие вирусы включать в ежегодные вакцины против гриппа, созданные отдельно для зим северного и южного полушария, дает Всемирная организация здравоохранения, которая заранее оценивает циркулирующие штаммы. Но с учетом того, что за последние 18 месяцев заболеваемость гриппом была настолько низкой, предсказать, какие вирусы будут доминировать этой зимой, труднее, чем обычно. Таким образом, помимо того, что вы потенциально более восприимчивы к гриппу, в этом году также существует больший, чем обычно, риск того, что вакцина окажется не такой эффективной, как обычно.
Фото: https://ria.ru/
Даже до пандемии зимний грипп с каждым годом оказывал значительное давление как на службы общей практики, так и на больницы. Справиться с этим сейчас, в то время, когда в системе здравоохранения много пациентов с COVID, занимающих больничные койки, было бы особенно сложно и еще больше усилило бы давление на службу здравоохранения. В конечном итоге усиление нагрузки на NHS ставит под угрозу здоровье людей.
Но есть и дополнительный риск: коинфекция. COVID можно заразить одновременно с другой бактериальной, грибковой или вирусной инфекцией. Фактически, одно исследование, в котором изучались госпитализированные пациенты с COVID, показало, что 19% также были носителями другой инфекции. Было обнаружено, что пациенты с сопутствующими инфекциями чаще умирают.
В начале пандемии, когда грипп все еще циркулировал, британские исследователи смогли сравнить результаты лечения людей только с COVID и коинфекцией COVID-грипп. Люди с коинфекцией примерно в два раза чаще попадут в отделение интенсивной терапии, в два раза чаще нуждаются в вентиляции легких и примерно в два раза чаще умирают, чем те, кто только что переболел COVID. Невозможно сказать, увидим ли мы в этом году крупную эпидемию гриппа, но если нет, то она почти наверняка скоро будет. И когда грипп действительно вернется, он затронет больше людей, чем в большинство лет до COVID, и вызовет больше смертей, чем обычно. Число могло быть значительным. Плохой зимой грипп убивает только в Англии более 20 000 человек.
Из-за прямой угрозы – и усиления давления, которое грипп окажет на службы здравоохранения, которые, вероятно, все еще будут изо всех сил бороться с COVID – вдвойне важно, чтобы люди воспользовались предложением вакцины против гриппа и бустерной вакцины COVID, если и когда она будет предложена этой осенью.