Обсуждения того, как работает Facebook, были в центре внимания на прошлой неделе, поскольку Конгресс США исследует влияние платформы. В основе этих обсуждений лежат вопросы о том, как Facebook использует данные, которые мы, как пользователи, генерируем
Подобные вопросы можно задать обо всех цифровых сервисах, которые мы используем, будь то управляемые компаниями, правительствами или другими организациями. Эти платформы используют наши данные, чтобы определять, какой контент мы видим или какие услуги нам предлагаются. Осознаем мы это или нет, но это может повлиять на нашу жизнь по-разному. Но насколько хорошо люди понимают эти вопросы? Есть ли у них представление о том, как используются их данные? Знают ли они, как защитить их от использования способами, с которыми они не согласны?
Фото: http://dist.kpk1.ru/
Если вы чувствуете, что вам не хватает знаний в этой области, вы не одиноки. Специалисты исследовали подобные вопросы в проекте «Я и мои большие данные» и обнаружили, что «информационная грамотность» граждан довольно низка. Даже для людей с большими цифровыми навыками и широким цифровым взаимодействием их понимание проблем с данными лучше всего можно охарактеризовать как неоднородное.
Когда мы говорим о данных, это может охватывать все, от данных, которыми мы «делимся» на Facebook, до данных, тайно извлеченных от нас, таких как наше местоположение и устройство, которое мы используем. Концепция информационной грамотности включает несколько пересекающихся компонентов: от базовых навыков ввода данных и обмена информацией до критического мышления о данных и решения проблем с данными. В ходе опроса 1542 граждан исследователи измерили информационную грамотность, собрав информацию о более чем 100 типах поведения и взглядах и задав вопросы, чтобы убедиться, что участники знают, как работают цифровые платформы.
Используя модель, которая была разработана для предыдущего исследовательского проекта, ученые разделили респондентов на шесть различных групп: от «обширных» пользователей, которые занимаются широким спектром интернет-активности, до «ограниченных» и «непользователей». Мы не такая цифровая нация, как вы думаете. Как предыдущая работа, так и этот опрос показывают, что ограниченные и непользователи составляют около 50% населения.
Как и следовало ожидать, обширные пользователи получили самые высокие оценки по показателям грамотности данных, а ограниченные пользователи – самые низкие. Образование после 18 лет также было ключевым фактором повышения информационной грамотности. Но в среднем даже обширные пользователи не были полностью осведомлены об основных способах использования платформ для передачи своих данных или о том, как они распространяются и продаются.
Фото: https://technoguide.com.ua/
Очень немногие люди активно управляли своими настройками конфиденциальности для защиты своих данных. Практически никто из респондентов не читал условия, в которых подробно описано, что платформы могут делать с их данными. Только более обширные пользователи могли активно заниматься проблемами данных, например, помогая другу с настройками конфиденциальности или участвуя в дебатах об использовании данных.
В дополнение к общенациональному опросу обсуждения с 14 фокус-группами позволили глубже изучить опыт и восприятие людей. В результате этих обсуждений возникли три ключевые темы. Во-первых, многие ограниченные пользователи изо всех сил пытаются сформулировать или не знают о типах собираемых данных, особенно те, кто в основном использует социальные сети.
Во-вторых, люди часто винят себя в отсутствии навыков, вместо того чтобы выступать за улучшения в работе платформ. Как отметила одна участница (21-летняя женщина с образованием после 18 лет): «Ужасно то, что они берут все ваши данные, но потом все сводится к условиям, которые я на самом деле не читаю, так что я думаю, что это моя собственная вина».
Наконец, большинство людей хорошо осведомлены о том, что их данные собираются и используются, даже если они не уверены, какие данные и как. Но их не устраивает такая «цена» доступа к услугам. Один участник (24-летний мужчина без образования после 18 лет) сказал: «Facebook полезен, и в то же время это жутко, потому что похоже, что они шпионят за вами». В целом, охарактеризовать респондентов можно как беспомощных – неспособных активно контролировать то, что делается с их данными.
Фото: https://rottenswamp.ru/
Эксперты считают, что повышение информационной грамотности необходимо для поддержки «граждан, занимающихся цифровыми технологиями и данными», которые могут обоснованно заявлять о своих правах и правах своего сообщества на цифровые данные. Например, утверждение, что составляет допустимое использование их данных крупными технологиями, правительством и организациями. Если вы хотите улучшить свою собственную информационную грамотность, найдите время, чтобы сделать следующее:
Очень важно, чтобы государство играло в этом ключевую роль. Благодаря как школьному, так и послешкольному образованию, все граждане должны иметь базовую цифровую грамотность и информационную грамотность, а не только базовые цифровые навыки, чтобы иметь возможность критически взаимодействовать с теми, кто использует их данные, и бросать им вызов. В то же время законодательство должно гарантировать, что технологические компании, государственные органы и организации, использующие наши данные, проясняют способы использования и позволяют общественности оспаривать такие виды использования. Текущая политика и практика далеки от этого идеала.