Стремительный рост цен на природный газ и теплый, сухой и безветренный старт осени 2021 года сговорились создать одну всемогущую головную боль для потребителей энергии в Европе
Возобновляемые источники энергии, такие как ветер, вырабатывают меньше энергии, чем ожидалось, а сети сжигают больше ископаемого топлива, цены на которое быстро растут. В сочетании с тем фактом, что некоторые генераторы законсервированы летом и еще не перезапущены, оптовые цены на электроэнергию превышают самый высокий за всю историю уровень. Потребители с разными тарифами, которые взимают большую или меньшую плату в зависимости от времени суток, могут избежать ценового кризиса, если они смогут сместить свой спрос на энергию с периодов, когда цены самые высокие. Но те, кто платит фиксированную ставку, увидят рост счетов.
Фото: https://astrakhanfm.ru/
Регулирующие органы европейских стран в области энергетики, считают, что большинство потребителей в целом сэкономят на таких тарифах. Но те, у кого нет выбора потреблять электроэнергию в более дорогие пиковые периоды, могут в конечном итоге заплатить значительно больше. В недавнем исследовании также было показано, что люди с низким доходом, у которых мало свободного времени – например, медсестра-одиночка, ухаживающая за более чем одним ребенком и работающая сверхурочно – потеряют больше всего из-за роста цен на энергоносители.
Исследователи проанализировали данные об энергетической активности населения европейских стран и собрали информацию о времени суток, когда различные группы людей находятся дома и занимаются своими делами, используя энергию. Ученые оценили, как потребительские счета изменятся для разных групп потребителей – от одиноких домохозяйств до пенсионеров – по разным ценам, связанным с разными тарифами на время использования. Результаты показывают, что, как и предполагалось, медсестре-одиночке с большей вероятностью будет хуже по тарифу за время использования, чем по фиксированному тарифу.
Эксперты изучили, сколько видов деятельности многократно выполняется в часы пик по сравнению с периодами внепиковой нагрузки, чтобы лучше понять, каковы могут быть последствия тарифов по времени использования. Например, семьи с одним родителем и семьи без детей почти в пять раз чаще готовят еду во время вечернего пика (между 16:00 и 20:00), чем в остальное время дня. Так почему домохозяйства с одним родителем менее способны переключить свое энергопотребление на более дешевое время суток? Чтобы понять это, вы должны понять типичный распорядок дня в таком доме и то, как работают энергетические системы.
После долгой смены в больнице, наконец, пора вернуться домой к детям. Там огромная куча белья, раковина с посудой, душ, который нужно принять, и ужин, который нужно приготовить. Все это нужно делать так, чтобы каждый мог лечь спать в подходящее время. Для одиноких работающих родителей, уравновешивающих ограниченный семейный бюджет, время может быть так же дорого, как деньги.
По вечерам в каждом доме происходит много всего. Включается свет, включается отопление и гудит телевизор. Вот почему по ночам в будние дни наблюдается пик спроса на электроэнергию. Встреча с этими вечерними пиками всегда была сложной задачей для электроэнергетических систем. Когда спрос высок, требуется больше генерации. На протяжении десятилетий поставщики энергии удовлетворяли пиковый спрос, добавляя источники в структуру предложения, которые можно легко включать и выключать, например угольные и газовые электростанции.
Фото: https://newsivanovo.ru/
Европейские правительства стремятся сломать эту зависимость от ископаемой энергии и заменить ее возобновляемыми источниками энергии, создавая юридические стимулы для декарбонизации энергосистемы. Возобновляемые источники, такие как ветер и солнце, носят временный характер и зависят от погоды. Спрос регулярно превышает доступную возобновляемую генерацию в вечернее время, поэтому стоимость дополнительной электроэнергии будет выше, чем в остальное время дня. Чтобы снизить спрос во время вечерних пиков, постепенно вводятся тарифы на время использования, чтобы с потребителей взималась меньшая плата за потребление энергии вне этих периодов.
Но для нашей медсестры-одиночки эти тарифы означают, что за электроэнергию, потребляемую в пиковое время (с 16:00 до 20:00 в будний день), платить примерно в два-три раза больше, чем в другое время дня и в выходные дни. В другое время дня медсестра может спать после ночной смены или быть на работе. Перенести потребление электроэнергии на другое время суток, что должно поощряться тарифом по времени использования, просто невозможно.
Если тарифы на время использования принесут пользу большинству потребителей в среднем, но больше всего пострадают от нехватки времени, что следует с этим делать? Ответом может быть введение мер поддержки, таких как скидка для уязвимых потребителей на счета за электроэнергию. Говорят, время – деньги. А меньше времени особенно дорого обходится тем, у кого меньше денег.