Самый мощный инструмент борьбы с COVID – это не лекарство или вакцина, а метод. Рандомизированное испытание – лучший способ выяснить, что работает, а что нет. Этот метод лежит в основе многих достижений современной медицины, включая разработку эффективных вакцин против COVID. Однако одной разработки высокоэффективных вакцин недостаточно. Нам также нужны люди, которые их заберут. Опять же, нашим руководством должны быть рандомизированные испытания.
В начале пандемии такие препараты, как гидроксихлорохин, были признаны эффективным средством лечения COVID. Многие, в том числе известные политики, сомневались в необходимости проведения традиционных рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ), поскольку эти препараты ранее использовались для лечения других заболеваний и считались безопасными. Считалось, что рандомизированные контролируемые исследования могут без необходимости откладывать получение пациентами потенциально жизненно важного лечения.
Фото: https://www.washingtonpost.com/
В РКИ пациенты случайным образом распределяются для приема исследуемого препарата или плацебо. Таким образом, мы можем с высокой степенью уверенности определить, уменьшают ли лекарства тяжесть болезни и спасают жизни. РКИ, такие как The Recovery, крупнейшее в мире клиническое испытание, показали, что многие кандидаты для лечения COVID, включая гидроксихлорохин, не работают, в то время как другие препараты, в том числе недорогой дексаметазон, могут спасти жизни. Эти результаты рандомизированных контролируемых исследований были быстро реализованы на практике и помогли спасти более миллиона жизней.
В то время как РКИ рассказали нам, какие лекарства работают, а какие нет, их использование для борьбы с человеческими аспектами пандемии было гораздо более ограниченным. Согласно недавним оценкам, хотя в настоящее время проводится более 2000 испытаний препаратов, связанных с COVID, существует только 17 РКИ поведенческих вмешательств для борьбы с пандемией. Политика, способствующая распространению вакцины, теперь рассматривается как ключ к борьбе с COVID. Страны вводят ряд различных стимулов. Лотереи вакцин проводятся в США, Канаде, Польше и Гонконге, а наличные платежи используются в Сербии и США.
В Африке ключевой проблемой является обеспечение вакцинами, при этом вакцинировано менее 2%. Тем не менее, те, кто думает на шаг вперед, такие как экономист по вопросам развития Рабах Арезки, выступают за то, чтобы денежные переводы стали неотъемлемой частью развертывания вакцины в Африке и других странах с низким и средним уровнем дохода, чтобы обеспечить самый высокий глобальный охват вакцинами.
Помимо стимулов, страны также рассматривают меры наказания для непривитых, чтобы еще больше способствовать распространению вакцины. Италия и Франция требуют доказательства вакцинации, чтобы заниматься различными видами деятельности, включая посещение ресторанов, театров и спортивных сооружений. Это привело к тому, что десятки тысяч людей вышли на улицы, чтобы продемонстрировать протест против подобных мер. Так что хотя стимулы часто легче реализовать, поскольку они обычно не вызывают такого сопротивления, вполне вероятно, что потребуется сочетание стимулов и штрафов, чтобы поднять уровень вакцинации до достаточно высокого уровня для эффективной борьбы с COVID.
В отличие от разработки вакцин против COVID, которые стали доступными для общественности только после тщательной оценки данных РКИ, политика по стимулированию внедрения вакцины с помощью стимулов или штрафов вводится без какого-либо официального тестирования для оценки эффективности. Возьмем, к примеру, лотерею вакцины в Огайо, введенную в мае, которая предусматривала раздачу денежных призов в размере до миллиона долларов тем, кто прошел вакцинацию. К настоящему времени было проведено по крайней мере четыре исследования, в которых пытались ретроспективно оценить его влияние на потребление вакцины, два из которых показали, что лотерея не оказала никакого эффекта, а два обнаружили, что она способствовала распространению вакцины. Хотя соблазнительно повторить шутку Уинстона Черчилля о том, что «если вы поместите двух экономистов в комнату, вы получите два мнения», это иллюстрирует трудности проведения оценки политики без возможности рандомизации.
Фото: https://novochgrad.ru/
Возможны ли рандомизированные эксперименты по стимулированию вакцины? Один из способов – воспользоваться множеством стимулов в США, превратив их в мировую лабораторию политики стимулирования вакцинации. Все, что нужно сделать, это добавить рандомизацию, чтобы увидеть, что работает. Недавно эксперты применили этот подход, случайным образом распределив чуть более 1600 невакцинированных американцев на одно из трех коротких видеообращений, включая информацию о том, что те, кто проходит вакцинацию, могут иметь право на денежную выплату или лотерею вакцины. Результаты этого эксперимента показывают, что денежные стимулы, а не лотереи, способствуют распространению вакцин.
Помимо понимания общих эффектов стимулов и штрафов, важно посмотреть, что лучше всего работает в ключевых подгруппах населения. Это, в частности, относится к тем группам населения, у которых мало вакцинации, и к тем, кто с наибольшей вероятностью распространит COVID среди населения. При этом важно понимать, что когда дело доходит до стимулов, способствующих внедрению вакцин, данные РКИ – это решето, отделяющее хорошую политику от плохой.