Главная / Общество

Апокалиптические фильмы внушили нам ложное чувство безопасности в связи с изменением климата

Александр Алексеенко - 11.08.21 (обновлено 11.08.21)

Отрезвляющий отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о «красном коде человечества» появился сразу после нескольких месяцев разрушительных погодных явлений по всему миру. На первых полосах новостных агентств преобладают фотографии, которые выглядят так, как будто они взяты из фильмов, изображающих героические команды, борющиеся с лесными пожарами на фоне ярко-оранжевого неба, самолетов, сбрасывающих воду и огнезащитных составов, автомобилей, погружающихся в затопленные улицы и разрушенные здания.

Одно изображение – парома, перевозящего эвакуированных с греческого острова Эвия, окруженного огнем, беспомощного и находящегося в разгаре кризиса – можно сравнить со сценами парома в ремейке «Войны миров» 2005 года. В фильме люди хлынули на автомобильный паром в отчаянной попытке спастись от инопланетного вторжения. В Греции паром благополучно переправился, и все пассажиры были спасены. Но в фильме немногие, кроме главных героев, пережили этот момент. Хотя «Война миров» заканчивается благополучно – инопланетные формы жизни, опустошившие мир, становятся уязвимыми перед микробами на Земле – кадры из Греции сравнимы лишь с одной сценой в истории, финал которой еще не полностью написан.

Фото: https://www.timeout.ru/

Может показаться несерьезным сравнивать такие моменты с фильмами, но эти сравнения играют важную роль, помогая нам понять и осмыслить определенные моменты истории. Как и все произведения искусства, фильмы многое говорят о социальном и политическом духе времени, в котором они задуманы и созданы, часто выступая в качестве увеличительной линзы для надежд и тревог человечества. Исследователь психоанализа Вики Лебо отметила, что фильмы могут раскрыть желания и страхи общества, которое их смотрит. Мы видели это в научно-фантастических фильмах, таких как «Вторжение похитителей тел» и «День, когда Земля остановилась», которые процветали во время холодной войны, вдохновленные космической гонкой и гонкой вооружений.

Распространение блокбастеров-фильмов-катастроф незадолго до начала нового тысячелетия («Твистер», «Пик Данте», «Армагеддон», «Глубокий удар» и др.) подпитывалось теориями о том, что конец света наступит, когда мы вступим в 2000 год. Случайно, что в первые месяцы пандемии COVID наиболее просматриваемыми онлайн-фильмами были «Инфекция», «Вспышка» и «28 дней спустя» – все они показывают степень апокалипсиса пандемии.

Апокалипсис сегодня?

С помощью этих историй режиссеры предложили нам захватывающую, но устрашающую картину того, как может выглядеть конец света. Это может быть вызвано зомби («Ходячие мертвецы», «Я – легенда», «Шон мертвых»), биологической кончиной («Дети людей», «Бег Логана»), изменением климата («Послезавтра», «Сноупирсер», «Наводнение»), ядерной катастрофой, войной или древним пророчеством. Однако ни одно из этих повествований на самом деле не является рассказом о конце света. Апокалиптические и постапокалиптические фильмы начинаются с риска полного разрушения, но чаще всего после катастрофического события истории возвращается некоторая нормальность – в мире восстанавливается равновесие, и жизнь снова может двигаться вперед. Такой способ повествования приближает эти фильмы к истинному смыслу апокалипсиса.

Корень слова «апокалипсис» происходит от древнегреческого термина αποκαλύπτειν (апокалиптейн), что примерно переводится как «раскрытие». Подразумевается, что близкое разрушение города или планеты допускает новое понимание, изменение приоритетов и новый взгляд на мир – или обновленное и лучшее существование. Сцены наводнений и пожаров, которыми наполнены наши новостные программы, перекликаются с тем, что мы видим в фильмах. Но для того, чтобы они были поистине апокалиптическими, а не просто концом света, они должны что-то нам открыть. Пока мы наблюдаем за происходящими в реальном мире событиями, отчет МГЭИК ясно дает понять, что они показывают – что люди изменили климат, и мы идем по траектории, которая сделает большую часть нашей окружающей среды непригодной для жизни. Но, в отличие от фильмов, не всех можно спасти за 90 захватывающих минут.

Фото: https://www.zakon.kz/

Сравнивая реальность с фильмами, мы ищем надежду на обновление, которую дают нам эти апокалиптические и постапокалиптические повествования. Тем не менее, в конечном итоге они являются выдумкой. Репетиция конца света в кино может изгнать страхи, но в то же время они, возможно, лишили нас чувствительности, убаюкивая нас ложным чувством безопасности, что в конце концов все будет хорошо – и что мы бессмертны.

Если наш собственный апокалипсис – это трехактный фильм, то последние 200 лет вреда окружающей среде были постановкой, экспозицией. Мы сейчас находимся в моменте противостояния. Все мы, как главные герои, должны противостоять реальности того, что нас окружает. В противном случае третий акт, резолюция, может оказаться не тем финалом, на который мы надеемся. Как предупреждал французский философ Жак Деррида: «конец приближается, но апокалипсис длится долго».

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Общество"