Главная / Общество

Действительно ли растительная диета помогает победить COVID-19?

Александр Алексеенко - 12.06.21 (обновлено 12.06.21)

С самого начала пандемии высказывались предположения, что определенные продукты или диеты могут обеспечивать защиту от COVID-19. Но насколько надежны такие утверждения?

Недавнее исследование, опубликованное в BMJ питания, профилактики и здоровья, пытались проверить эту гипотезу. Было обнаружено, что медицинские работники, которые сообщили о соблюдении вегетарианских, веганских или пескатарианских диет (тех, которые исключают мясо, но включают рыбу), имели более низкий риск развития COVID-19 от умеренной до тяжелой степени.Кроме того, исследование показало, что те, кто сказал, что они придерживаются низкоуглеводной или высокобелковой диеты, по-видимому, имеют повышенный риск заражения COVID-19 от умеренной до тяжелой.

Фото: https://medportal.ru/

Это может звучать так, будто определенные пищевые предпочтения – например, вегетарианство или рыбоедение – могут принести вам пользу, снизив риск COVID-19. Но на самом деле все не так однозначно.

Самостоятельная отчетность и небольшие выборки

Во-первых, важно подчеркнуть, что указанный тип диет не повлиял на первоначальный риск заражения COVID-19. Исследование не предполагает, что диета меняет риск заражения. Также не было обнаружено связи между типом диеты и продолжительностью болезни. Скорее, исследование только предполагает, что существует связь между диетой и конкретным риском развития умеренных и тяжелых симптомов COVID-19.

Также важно учитывать фактическое количество вовлеченных людей. В нем приняли участие чуть менее 3000 специалистов здравоохранения из шести западных стран, и только у 138 из них развилось заболевание средней и тяжелой степени. Поскольку каждый человек разделил свою диету на одну из 11 категорий, в результате осталось очень небольшое количество людей, соблюдающих определенные типы диеты, а затем еще меньшее количество серьезно заболело.

Это означало, например, что для получения значимых результатов любителей рыбы нужно было объединить с вегетарианцами и веганами. В итоге только 41 вегетарианец / веган заразился COVID-19 и только пять рыбоядных заболели этой болезнью. Из них лишь у нескольких развился COVID-19 от умеренной до тяжелой степени. Работа с такими небольшими числами увеличивает риск ошибочного определения взаимосвязи между факторами, которую статистики называют ошибкой 1-го типа. Тогда есть, еще одна проблема с исследованиями такого типа.

Это только наблюдение, поэтому можно предполагать только теории о том, что происходит, а не какую-либо причинно-следственную связь диеты с последствиями COVID-19. Чтобы попытаться доказать, что что-то действительно является причинным, вам в идеале нужно протестировать это как вмешательство, то есть, попросить кого-то переключиться на выполнение этого для исследования, дать ему время продемонстрировать эффект, а затем сравнить результаты с людьми, которые этого не сделали. Не было того вмешательства.

Фото: https://www.bilalozcan.com/

Вот как работают рандомизированные контролируемые испытания и почему они считаются лучшим источником доказательств. Они представляют собой гораздо более надежный метод проверки того, влияет ли одна вещь на что-то еще. Кроме того, существует также проблема, заключающаяся в том, что люди говорят, что диета может отличаться от того, что они едят на самом деле. Вопросник использовался, чтобы выяснить, какие продукты люди ели конкретно, но ответы на него также были самоотчетными. В нем также было всего 47 вопросов, поэтому тонкие, но важные различия в рационе людей могли остаться незамеченными. В конце концов, продукты, доступные в США, действительно отличаются от продуктов, доступных в Испании, Франции, Италии, Великобритании и Германии.

Так что это нам говорит?

Когда дело доходит до попытки определить лучшую диету для защиты от COVID-19, правда в том, что у нас недостаточно качественных данных – даже с результатами этого исследования, которые представляют собой небольшой набор данных и являются только наблюдательными.

Еще одна проблема заключается в том, что в исследовании не рассматривалось качество рациона людей путем оценки того, какие продукты они фактически ели. Это еще одна причина, по которой к нему нужно относиться осторожно. Самопровозглашенные типы питания или анкеты по питанию могут не содержать информации о разнообразии и типах потребляемых продуктов – например, не иметь сведений о том, сколько свежих или обработанных продуктов кто-то ест, как едят и с кем. И, как упоминалось выше, данные о том, что люди едят, также заведомо неточны.

Суть в том, что название того, что вы называете своей диетой, гораздо менее важно, чем то, что вы на самом деле едите. Тот факт, что диета является вегетарианской или пескатарианской, автоматически не делает ее здоровой. На данный момент нет убедительных доказательств того, что вегетарианство или пескатарианство защищает от COVID-19, поэтому нет необходимости спешить с переключением диеты в результате этого исследования. Однако мы знаем, что поддержание активности, разумная здоровая диета и контроль веса помогает защитить нас от широкого спектра проблем со здоровьем, в том числе от COVID-19.

Возможно, лучший совет – просто придерживаться общих диетических рекомендаций: то есть, мы должны есть разнообразные продукты, в основном овощи, фрукты, бобовые, орехи, семена и цельнозерновые продукты, а также немного продуктов с высоким содержанием сахара, подвергнутых высокой переработке, соль и жир.