Главная / Общество

Чистый ноль означает отказ от вредных привычек, но сможем ли мы прийти к этому вовремя?

Александр Алексеенко - 24.05.21 (обновлено 24.05.21)

Три пятых мер, необходимых для достижения «чистого нуля» выбросов, потребуют по крайней мере некоторой степени поведенческих и социальных изменений, по мнению Комитета по изменению климата. Но это только влияет на изменения в поведении потребителей, такие как переход с бензиновых автомобилей на электромобили или газовых котлов на тепловые насосы. Это очень узкое определение поведенческих и социальных изменений. Люди не только потребители – они граждане, родители, члены сообществ, сотрудники, работодатели и политические деятели.

Экологические психологи давно интересуются, как изменения в нашем повседневном поведении могут помочь в борьбе с изменением климата. Эти изменения не ограничиваются тем, что люди покупают электромобили и едят меньше красного мяса, хотя такое поведение потребителей важно. Другие изменения будут включать в себя большее количество людей, принимающих крупномасштабную низкоуглеродную инфраструктуру или решающих предпринять политические действия (голосование, протесты, бойкот) или общественные и добровольные действия. И это также будет означать, что больше людей будут создавать и распространять нарративы, которые нормализуют и продвигают низкоуглеродный образ жизни и призывают к бездействию со стороны предприятий, правительств, друзей и семьи.

Фото: https://hrmagazine.be/

Использование этого более широкого определения «изменение поведения» подразумевает, что приближение к 100% того, что требуется для достижения чистого нуля, потребует по крайней мере некоторой степени изменения поведения, потому что это предполагает принятие решений людьми как агентами изменений.

Вопрос когда

Исследователи все больше осознают важность не только того, как вмешиваться, чтобы добиться социальных изменений и изменения образа жизни, но и когда. Большая часть нашего поведения носит привычный характер – бессознательные распорядки вызываются контекстными сигналами («сейчас 8 утра, пора ехать на работу»), а не сознательным обдумыванием альтернатив («какой вид транспорта сегодня лучше всего?»). Привычки – одно из самых сильных препятствий на пути к изменению образа жизни, они действуют, чтобы «закрепить» поведение. Точно так же организационные и политические изменения могут быть заблокированы рутиной и предпочтением статус-кво.

Но поскольку привычки и распорядки определяются стабильным контекстом, например, работа начинается в одном и том же месте и в одно и то же время каждый день, изменение контекста разрушает привычки. В соответствии с этим, внезапные «моменты перемен» были определены как один из наиболее важных рычагов изменения образа жизни. Исследования показывают, что сбои – как личные (например, переезд), так и социальные (экономический спад, экстремальные погодные условия) – могут предоставить возможности для изменения социальной практики, например, перехода от поездок на автомобиле к работе на дому.

Более того, вмешательства, нацеленные на эти моменты изменений, более эффективны, чем в другое время. Например, меры по сокращению использования автомобилей и экономии энергии более эффективны, если они рассчитаны сразу после переезда. Другие возможности вмешательства включают такие важные события, как новый год или достижение 18-летнего возраста, наличие ребенка, выход на пенсию или COVID-19. Пандемия продемонстрировала, насколько масштабными и быстрыми могут быть изменения в поведении. Переход к тому, что мы можем назвать «замкнутой жизнью», непреднамеренно сократил выбросы углерода. Как мы можем извлечь уроки из этого изменения, выйдя из изоляции?

Моменты изменения COVID

COVID-19 привел к самому значительному нарушению образа жизни со времен Второй мировой войны. Граждане работают, потребляют и взаимодействуют по-новому, некоторые из которых могут быть более желательными как в личном, так и в экологическом плане. Ограничения COVID привели к сокращению количества поездок на работу, перелетов, потребления и пищевых отходов, а также к более благоприятным для климата хобби, таким как садоводство и чтение. Многие люди намерены сохранить эти навязанные изменения образа жизни после снятия ограничений, потому что они предоставляют более широкие преимущества, такие как экономия денег и улучшение здоровья и благополучия.

Фото: https://yourmindbody.com.au/

Что немаловажно, намерения не всегда приводят к изменению поведения. Поскольку на формирование новых привычек уходит два-три месяца, периодов изоляции в большинстве стран оказалось достаточно, чтобы установить новые распорядки. Однако когда ограничения снимаются, возникает риск рецидива уже существующих привычек, особенно если меры экономического стимулирования способствуют неограниченному потреблению большого количества углерода.

Таким образом, хотя COVID-19 может представлять собой уникальное окно возможностей, переход к низкоуглеродному образу жизни, скорее всего, произойдет только при наличии соответствующей инфраструктуры и стимулов для продвижения и закрепления новых процедур. К счастью, существует решительная общественная поддержка экологического восстановления и политики, включая переход на низкоуглеродный транспорт или сокращение потребления красного мяса. Это дает мандат на принятие смелых мер по изменению климата, направленных на формирование и закрепление низкоуглеродных привычек.

Поскольку ограничения COVID ослабляются, и люди снова меняют свое поведение, мы должны думать о том, как «отстроиться лучше». Достижение чистого нуля будет центральным элементом этой миссии, и то, будет ли оно выполнено, будет в значительной степени зависеть от изменения поведения.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Общество"