В древние времена люди обнаружили, что некоторые растения или животные вырабатывают смертельно ядовитые вещества, и без колебаний использовали их в своих целях. История полна случаев, когда коварные газоны готовили очень неприятную смерть своим противникам.
Шел 54 год нашей эры, и тогдашний император Клавдий умер в Риме. Все указывает на то, что он поддался внезапной тошноте, которая охватила его после еды – в конце концов, он уже не был самым молодым в возрасте 64 лет. Однако вскоре после его смерти возникли предположения о том, что кто-то из его врагов помог ему отправиться в загробную жизнь. Его жена Агриппина, которую до сих пор подозревают историки, вскоре оказалась в розыске заговорщиков.
Фото: http://katelowell.com/
В 2001 году группа ученых-медиков из Университета Мэриленда обнаружила, что древние предположения, по-видимому, были основаны на реальных фактах: Клавдий, скорее всего, ел грибы, содержащие ядовитый алкалоид мускарин. Это происходит, например, с красной поганкой и даже в малых дозах – всего 0,005 грамма вызывает спазмы гладких мышц, постепенный паралич дыхательных мышц и, в конечном итоге, неминуемую смерть.
Характерным проявлением отравления является, помимо сильной боли, усиление функции секреторных желез, то есть пота, слюны и слезы – все это Клавдий фактически испытал незадолго до своей смерти. Двенадцати часов было достаточно, чтобы яд в его теле взял полный контроль и положил конец жизни императора. Какими бы жестокими ни были врачи того времени, они не могли помочь монарху – они не могли знать, что единственным эффективным противоядием от мускаринового отравления был другой растительный алкалоид – атропин.
Однако химикам удалось выделить его почти две тысячи лет спустя, в 1831 году. Впрочем, до тех пор это не было известно – это соединение встречается в растениях баклажанов (которые включают, помимо баклажанов и картофеля, например, гнейс, чернику и т. дурман) – и, как ни парадоксально, это еще и эффективный яд. Именно атропин является причиной того, почему неприметная трава с плодами в виде черных ягод получила удачное название. Кстати, сам термин атропин произошел от имени Атропос (неумолимая древнегреческая богиня судьбы), а также от латинского названия этого растения.
Для взрослого человека риск составляет уже около 50 мг атропина, что соответствует, например, десяти ягодкам рулика. Если человек принимает только небольшую дозу, появляются галлюциногенные эффекты, аналогичные употреблению наркотиков – состояние психического возбуждения, громкий смех или плач, желание двигаться и эйфория.
Фото: https://www.popmech.ru/
Однако если количество опасного алкалоида превышает предел риска, организм больше не в состоянии справиться с ним. Атропин постепенно подавляет работу сердца и вызывает общий паралич мышц, в результате чего пострадавший задыхается; обычно этому предшествует головокружение, жар или кома. Людям потребовалось много времени, чтобы научиться распознавать опасность и избегать ее. Даже сегодня мы еще не выиграли – по оценкам, на рулик в Чехии приходится половина всех случаев серьезных отравлений растительными ядами.
В старинных летописях можно найти записи о том, как даже целые семьи поддавались последствиям безрассудного употребления неизвестных фруктов. Однако были и случаи полностью умышленного насилия именно с целью устранения неудобных людей – например, короля Шотландии Макбета, настоящего образца известного литературного деятеля Шекспира. В 1040 году он якобы был отравлен его соперником, английским королем Гарольдом I.
Однако люди быстро поняли, что правильная доза рулика может быть полезной. По-латыни ее называют Atropa bella-donna, что буквально означает «красивая женщина», что имеет ясную причину – одним из эффектов атропина является видимое расширение зрачков, и известно, что куклы с расширенными глазами более привлекательны. Поэтому молодые женщины в древние времена использовали капли атропина, чтобы произвести впечатление на своих избранных, несмотря на связанный с этим риск – они не только временно ухудшали зрение, но также могли вызвать воспаление глаз и, конечно, если они преувеличивали, они могли быть отравлены.
Расширенные зрачки являются общим побочным эффектом присутствия опиатов в организме – в крошечных мышцах глаза они предотвращают утечку кальция, что позволяет мышцам работать и сужать зрачок в ответ на свет. Однако врачам этот эффект помогает при обследовании глаз. Иногда инъекции атропина делают при снижении частоты сердечных сокращений, так называемой брадикардии.
Фото: https://sport-marafon.ru/
Интерес к ядам и их эффектам давно проявился во всех уголках тогда известного и неизвестного мира. Когда испанцы начали колонизировать американский континент, они были удивлены тем, как туземцы охотились: они обмакивали кончики своих стрел в ткань, которую они добыли из растения, называемого браконьером. Раствор, приготовленный из его частей, оказывает на добычу смертельное действие – вызывает паралич мышц и остановку дыхания. Однако, поскольку он не всасывается через пищеварительную систему (его молекулы слишком велики, чтобы пройти через стенку пищеварительного тракта), последующее употребление в пищу животных, пойманных таким образом, полностью безопасно для индейцев.
Вещество, называемое кураре, в лаборатории не было искусственно выделено немецким фармакологом Рудольфом Боем до 1895 года. С тех пор ученым удалось идентифицировать десятки других природных ядов, используемых коренными народами для охоты или боевых действий. Например, бахратоксин, стероидный алкалоид, известный своим чрезвычайно токсичным действием, надежно парализует все мышцы жертвы, изменяя ионную избирательность натриевых каналов, так что мышцы перестают реагировать на нервные импульсы.
Индейцы некоторых южноамериканских племен получают яд в основном от древесных лягушек, которые, однако, не производят его сами, а только накапливают в своих телах после поедания ядовитых насекомых. Эти животные оснащены специальным защитным белком, но люди еще не нашли никакого известного противоядия. И этот яд (которого достаточно проглотить в количестве, соответствующем двум крупинкам соли), таким образом, по существу эквивалентен смертному приговору. Эффективность бахратоксинов до ста раз выше по сравнению с вышеупомянутым кураре – одна древесная лягушка способна убить 10 000 мышей.
Фото: https://petzona.ru/
Получить кураре на данный момент не очень сложно, потому что его синтетический вариант используется для обезболивания (очень слабые дозы не убивают человека, они только ослабляют его мышцы). В 1966 году детективы в американском штате Нью-Джерси имели дело с необычно высоким числом смертей пациентов в частной больнице. Затем один из врачей обвинил своего коллегу Марио Яскалевича в умышленной гибели 13 человек. Это привело его, среди прочего, к тому факту, что на столе врача было найдено 18 пустых ампул кураре – большинство предполагаемых смертей было вызвано внезапной остановкой дыхания. Яскалевич защищался, говоря, что намеревался использовать яд в экспериментах над собаками, и суд, наконец, снял с него обвинения после семимесячного судебного разбирательства.
Чешские следователи также имеют опыт расследования преступлений с использованием экзотических ядов, даже относительно свежих. В 2013 году медсестра из Шумперка решила прибегнуть к синтетическому кураре, чтобы избавиться от собственного мужа. Она ввела яд под предлогом, что это была прививка от столбняка. К счастью для ничего не подозревающего мужчины, она неверно оценила количество яда, поэтому он отделался лишь неприятными симптомами отравления: двоением в глазах, судорогами и затрудненным дыханием. Позже преступник получил условный срок.
Самый широко используемый яд в истории исходит не от живой природы. Это мышьяк, точнее трехвалентный триоксид мышьяка, широко известный как мышьяк или утрейч. Этот термин даже стал синонимом яда вообще. Он имеет чрезвычайно подходящие свойства для своих целей: это белый порошок без вкуса и запаха, легко растворимый в воде и спирте и очень доступный. Помимо прочего, то обстоятельство, что без лабораторных анализов очень сложно выяснить настоящую причину смерти, а в прошлом это было даже невозможно, сыграло на руку.
Фото: https://mineralpro.ru/
Симптомы отравления мышьяком напоминают симптомы холеры или дизентерии, которые ранее были распространены: для них характерны постоянная диарея, рвота, боли в животе и тремор. В более ранних аптеках мышьяк можно было приобрести в стандартной комплектации (использовался как крысиный яд), а в Италии эпохи Возрождения, как сообщается, появились умные бизнесмены, предлагавшие «отравление по запросу». Многие аристократические семьи хранили в секрете состав вручную смешанных ядовитых веществ на основе мышьяка – не зря они получили прозвище яд Борги в соответствии с могущественной флорентийской семьей.
Во Франции мышьяк называли «poudre de Succeson» или «порошок наследников» – потому что многие из нетерпеливых потомков при его помощи ускорили свой подход к наследованию. По иронии судьбы, первой доказанной жертвой этого вещества стал сын уже упомянутого императора Клавдия – в 55 году тринадцатилетний Британикус умер в результате приема вещества, которое его сводный брат Нерон, скорее всего, смешал с пищей. Популярность мышьяка сохранялась веками и снизилась только после того, как британский химик Джеймс Марш в 1832 году придумал способ легко обнаружить его присутствие в теле умершего с помощью аналитического теста.