Чтобы бороться с резким ростом числа коронавирусных инфекций, правительство Великобритании и автономные администрации ввели «правило шести». Правило гласит, что не более шести человек могут встречаться в обществе, хотя есть несколько исключений.
За день до вступления этого правила в силу Карл Хенеган, профессор доказательной медицины, и Том Джефферсон, научный сотрудник, оба из Центра доказательной медицины Оксфордского университета, написали для журнала Spectator статью с мнением, что правило надо «убрать». Daily Telegraph повторил Хенегана и Джефферсона, утверждая, что «люди должны вернуться как можно ближе к нормальной жизни».
Фото: https://theconversation.com/
За последнюю неделю количество случаев COVID-19 стремительно растет. В отличие от предыдущих летних периодов, когда были локальные вспышки, сейчас рост стал гораздо более масштабным. Но количество госпитализаций и смертей по-прежнему относительно низкое, что побудило Хенегана и Джефферсона выступить против ужесточения мер контроля. Они могут оказаться правы, но есть несколько причин, по которым не следует идти по пути, который они рекомендуют.
Во-первых, большую часть лета большинство случаев было у молодых людей, которые имеют низкий риск серьезных осложнений после заражения. Но теперь есть свидетельства того, что уровень инфицирования среди старших возрастных групп растет.
Одна вещь, которую мы усвоили во время этой пандемии, заключается в том, что даже в местах, которые считаются успешными примерами борьбы с пандемией, такими как Германия и Гонконг, не удалось защитить уязвимых, когда уровень передачи инфекции среди населения превышает определенные уровни. Действительно, 11 сентября 2020 года Министерство здравоохранения Великобритании направило в дома престарелых письмо, в котором предупредило их о признаках увеличения числа случаев заболевания среди персонала домов престарелых.
Во-вторых, в городе Лестер в центральной части Англии, где летом произошла вспышка заболевания, рост случаев отразился на госпитализации и смертях. В июле в Лестере погибло 24 человека, это больше, чем в любом другом районе Великобритании.
Фото: https://esquire.ru/
Население города составляет около 330 000 человек, что составляет примерно 1/200 населения Великобритании. Если мы грубо экстраполируем уровень смертности в июле на всю Великобританию, то в месяц будет 4800 смертей, или 160 ежедневно. И эта оценка обусловлена тем, что кривая эпидемии не будет расти дальше с тех пор, как Лестер ввел локальный карантин. Это тот уровень, который общество должно принять как часть «новой нормы».
В Испании и Франции в последние недели также наблюдается значительный рост случаев заболевания. То, что число смертей в этих двух странах «ограничено» несколькими десятками в день, должным образом обнадеживает таких комментаторов, как Хенеган и Джефферсон, но они забыли, что там также были введены меры контроля. Наверное, забыли и то, что происходило весной в Великобритании.
Если взять в качестве примера Бирмингем, уровень передачи инфекции в сообществе сейчас может быть таким же, как в первую неделю марта, учитывая отсутствие тестирования на тот момент. Задержка с введением национальной изоляции, вероятно, вызвала сотни дополнительных смертей в Бирмингеме.
Исполнительный директор местного фонда NHS Trust, у которого было наибольшее количество смертей от COVID-19 в Великобритании во время первой волны, заявил на прошлой неделе, что «за последние две недели произошел явный всплеск количества госпитализированных в реанимацию. Как жителю Бирмингема, чей офис находится в 200 метрах от отделения интенсивной терапии этой больницы, меня, пожалуй, можно простить за то, что я был менее оптимистичен, чем кажутся Хенеган и Джефферсон».
Фото: https://theidealist.ru/
В-третьих, COVID-19 вызывает не только смерть. Значительное число пациентов также страдают от так называемого «длительного COVID». Безответственно недооценивать риск заражения миллионов людей инфекцией, когда так мало известно о долгосрочном прогнозе.
Правило шести Джонсона может оказаться слишком осторожным, как предполагают Хенеган и Джефферсон. Интересно, что они включили Криса Уитти, главного врача Англии, в группу «немногим больше, чем отцовскую армию высокооплачиваемых людей», которые придумали эту идею. Однако несколько высокопоставленных членов Sage (правительственного научно-консультативного комитета) выступили с суровыми предупреждениями. Между тем, Энтони Фаучи, выдающийся врач США, предостерег от того, чтобы смотреть на пандемию с радужной стороны.
Правило шести – это попытка остановить вирус и упростить инструкции. Одна из его важных задач состоит в том, чтобы школы оставались открытыми, а студенты университетов возвращались в кампусы. То есть для того, чтобы жизнь вернулась в некоторую нормальность. Это также позволит работать заведениям общественного питания. Если эти старшие ученые ошибаются, мы были бы в не меньшем восторге, чем любой другой, если бы со временем запретил это правило. Но если мы послушаем Хенегана и Джефферсона сейчас, ущерб может быть необратимым.