Главная / Общество

Как коронавирус вызвал у нас ностальгию по прошлому, которое обещало будущее

Александр Алексеенко - 15.07.20 (обновлено 15.07.20)

Во время пандемии коронавируса мы оказались в середине безумной ностальгии. Казалось, что все пронизано: плейлисты ностальгии на музыкальных потоковых платформах превзошли новую музыку, а старые альбомы Мадонны, Джанет Джексон и Мэрайи Кери возглавили чарты iTunes. По телевизору нам показывали незабываемые футбольные матчи, финалы Уимблдона и любимые драмы, поскольку вещатели сыграли свою роль в обеспечении комфортного телевидения.

Наиболее заметно, возможно, был огромный всплеск ностальгических увлечений, таких как вязание крючком и мода на хенд мэйд, постоянная одержимость выпечкой хлеба и много сообществ, поющих на Zoom. Эти практики «ностальгического потребления» вызвали коллективное чувство неуверенности и беспокойства. Предаваясь ностальгии, прошлое казалось безопасной гаванью – и гораздо более обнадеживающим, чем настоящее или будущее.

коронавирусФото: https://g1.dcdn.lt/

Проблема и решение

Потребление стало доминирующей человеческой практикой. Являясь ключевой движущей силой любой рыночной экономики, она часто рассматривается как проблема и решение кризисов. В этой пандемии определенные виды потребления были ограничены в качестве средства обеспечения безопасности людей, как мы видели с блокировкой.

Было приказано закрыть все магазины, кроме необходимых, как и бары, рестораны, спортивные залы, спортивные мероприятия, не говоря уже о школах и многих рабочих местах. И, конечно, поездки в свободное время были в основном запрещены. Теперь же, когда дела нормализуются, правительства стремятся побудить людей снова начать тратить, чтобы стимулировать экономику.

Аналогичным образом, в условиях климатического кризиса более устойчивое потребление имеет решающее значение, если страны хотят сократить выбросы углерода. Поскольку потребление становится основным средством преодоления кризиса, как потребители, так и бренды могут обратиться к прошлому не только для того, чтобы спастись бегством, но и как способ управления настоящим и создания будущего.

Ностальгическое потребление гораздо больше, чем просто прошлое. Недавнее исследование подчеркивает, что ностальгия может быть прогрессивной и ориентированной на будущее, что речь идет не о том, чтобы застрять в прошлом, а об использовании прошлого для создания лучшего настоящего и будущего. Поэтому неслучайно исследователи хотят обновить популярное понимание ностальгии, добавив измерения настоящего и будущего.

Сейчас, когда страны начинают открываться, продолжаются дебаты о том, возобновим ли мы наши старые способы потребления – со всеми последствиями, которые это может иметь для экономики. Увидим ли мы, например, бум в местном туризме, в то время как другие известные сектора, такие как конференции и крупномасштабные развлекательные программы, рухнут? Должны ли мы даже стремиться вернуться к нормальной жизни, учитывая, что мы находимся в середине кризиса изменения климата, который требует более ответственного и устойчивого потребления?

будущееФото: https://hram-chg.ru/

Трудно предсказать, как будет выглядеть потребление в будущем. Размышления о том, как мы потребляли в течение последних нескольких месяцев, могут быть полезны. Хотя коронавирус наложил ограничения на потребление, это также привело к саморефлексии и осознанию того, что вопреки доктрине общей рыночной экономики, потребление не является ключом к счастью.

Назад в будущее?

Ностальгия часто становится более распространенной и привлекательной во времена кризиса. Первоначально означавшее «тоска по дому», оно стало означать тоску по прошлому, которое было хорошим, но теперь осталось позади.

Наши недавние ностальгические стремления более сложны, чем могут показаться, потому что это не просто прошлое, которого жаждут люди. С коронавирусом появились новые формы ностальгии, а именно тоска по прошлому, которое имело перспективу будущего – тоска по старым местам и свобода бродить и путешествовать, где бы мы ни пожелали.

Более необычной формой ностальгии является стремление к тому, как все происходило как раз перед тем, как коронавирус перевернул нашу жизнь с ног на голову. Это бросает вызов основному предположению исследования ностальгии: ностальгия – это стремление к прошлому, которое уже невозможно восстановить.

В течение всего периода блокирования многие ностальгировали не по тому, как все было в 1990-х или когда они были маленькими, а по тому, как все было несколько месяцев назад. Люди жаждали паба, объятий, дня в офисе и других мирских вещей, несмотря на то, что всегда была перспектива сделать это после того, как пандемия прошла. Но коронавирус сделал более простые вещи, такие как планы на отдых, походы в клубы или покупки, более сложными. То, что мы действительно наблюдаем – это ностальгия по прошлому, которая обещала будущее.

настоящееФото: https://ru.rti.org.tw/

Несмотря на удобство воссоединения с прошлым, ностальгия может скрывать множество проблем. Существует риск воспроизведения негативных частей прошлого, таких как устаревшие гендерные роли. Это подтверждается тем, что женщины отводят большую часть своего времени домашнему обучению, жертвуя тем самым своими карьерными амбициями. Некоторые социологи уже указывают, что это может поставить женщин на три десятилетия назад с точки зрения равенства.

То же самое может относиться к экологическому прогрессу. Теперь все больше людей будут возвращаться к автомобилям, чтобы не пользоваться общественным транспортом, и многие стали чаще использовать одноразовый пластик для еды на вынос, а не для еды вне дома.

Но этот кризис также может послужить временем для размышлений. Допускает ли наша нынешняя экономическая и социальная система устойчивое будущее? В то время как эта пандемия имела – и продолжает иметь – разрушительные последствия для более уязвимых слоев общества, другие находят себя наслаждающимися миром и более медленными темпами блокировки, сосредоточив внимание на том, что действительно важно в их жизни.

Это может означать получение удовольствия от более простого, здорового и устойчивого потребления – чтения, садоводства, ремесел, походов и прогулок на природе. Предстоящая задача состоит в том, чтобы стремиться к лучшему в обоих мирах – извлекать уроки из прошлого, чтобы мы могли построить лучшее будущее.