Главная / Общество

Хадж 2020: пандемия коронавируса расстраивает саудовское видение расширения религиозного туризма

Александр Алексеенко - 30.06.20 (обновлено 30.06.20)

Саудовская Аравия, наконец, пояснила, что из-за продолжающейся пандемии COVID-19 только очень ограниченному числу местных паломников будет позволено совершить хадж в 2020 году. В течение последнего десятилетия королевство обычно принимало от 1,9 до 3,2 миллиона паломников в год со всего мира, приносящих более 8 миллиардов долларов годового дохода для саудовской экономики.

Никакие хаджи из-за пределов Саудовской Аравии не будут допущены в Мекку в 2020 году из-за высокого риска заражения. Управление толпами, как правило, является проблемой во время паломничества. Таким образом, в течение пяти дней, предписанных в исламском лунном календаре – которые выпадают с 28 июля по 2 августа 2020 года – не более 10 000 саудовцев и граждан других стран, проживающих в Саудовской Аравии, будут выполнять ритуалы. Они должны следовать протоколам физического и социального дистанцирования.

Содержание:

  1. Изменяющаяся политическая экономия
  2. Ставка для паломников-туристов
  3. Хадж-регулирование туризма

туризмФото: https://www.bashinform.ru/

Изменяющаяся политическая экономия

В то время как хадж был ограничен и приостановлен в прошлом из-за конфликта или болезни, в 2020 году впервые Саудовская Аравия, созданная в 1932 году, столь значительно сократила паломничество. Между тем, учитывая огромное падение текущего спроса на нефть из-за экономического кризиса, спровоцированного COVID-19, более долгосрочное воздействие вируса может нанести реальный удар по амбициям Саудовской Аравии ввиду диверсификации экономики за счет расширения туризма на основе паломничества. Это также подчеркивает озабоченность по поводу управления и регулирования индустрии паломничества за пределами королевства.

Когда саудиты впервые взяли под свой контроль район Хиджаз в Западной Аравии, где расположена Мекка, в 1920-х годах, хадж был самым значительным источником дохода для региона. Эта финансовая зависимость от хаджа закончилась в годы, последовавшие за открытием нефти в конце 1930-х годов.

Поскольку цены на нефть в 1970-х годах выросли в пять раз, а международные авиаперевозки стали нормой, государство рантье в Саудовской Аравии все чаще размещало хадж в рамках своей дипломатии за пределами арабского мира. Дом Саудов также продемонстрировал свою щедрость «гостям Божьим», расширив инфраструктуру паломничества, поскольку число иностранных хаджи увеличивалось со 100 000 в год в середине 1950-х годов до почти 1 миллиона 20 лет спустя.

Однако в 1990-е годы глобальная рецессия начала фокусировать внимание Саудовской Аравии на преимуществах систематической коммерциализации паломничества, несмотря на проблемы быстрой модернизации для безопасности, наследия и окружающей среды.

мусульманеФото: https://theconversation.com/

Ставка для паломников-туристов

Правительство Саудовской Аравии стремилось предложить паломникам улучшенный транспорт, жилье, розничную торговлю и другие услуги, связанные с паломничеством, путем партнерства с международными частными инвесторами. За прошедшее десятилетие было инвестировано $8,5 миллиарда в новый международный аэропорт имени короля Абдель Азиза в Джидде и высокоскоростную железную дорогу Харамейн, которая соединяет Мекку и Медину с новым аэропортом.

Несмотря на это, Vision 2030, запущенный в 2016 году наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, представляет собой революцию в планах Саудовской Аравии по открытию королевства. Чрезвычайно амбициозные цели были установлены более чем вдвое по сравнению с нынешними числами хаджа – примерно до 6 миллионов в год, а до Умры – до 30 миллионов в год – к 2030 году.

В 2019 году число умр достигло 20 миллионов, и Саудовская Аравия запустила новую туристическую электронную визу в том же году. Примечательно, что одинокие мусульманские женщины могут использовать эту визу для завершения паломничества без обычного махрама (родственника мужского пола). Умра занимает всего полдня, и ее легко включить в маршруты, включая побережье Красного моря и руины Аль-Улы.

Vision 2030 особенно ориентирован на глобальный мусульманский средний класс с располагаемыми доходами. Как показало недавнее исследование, рыночные затраты привели к росту издержек в отрасли паломничества. В период с 2013 по 2018 год стоимость всех пакетов выросла примерно на 25%. В 2018 году даже «экономичный» пакет хаджа из Великобритании стоил более 4000 фунтов стерлингов (5000 долларов США).

саудовская аравияФото: https://travelask.ru/

Хадж-регулирование туризма

Выступая на вебинаре Совета британских хаджи в конце июня, имам напомнил разочарованным паломникам, что мусульмане вознаграждены даже за религиозное намерение совершить хадж. Но, учитывая беспрецедентную позднюю отмену миллионов пакетов хаджа в 2020 году, деловые отношения между поставщиками и потребителями по транснациональным цепям паломничества, несомненно, будут чреваты месяцами, а возможно, и годами.

Мусульмане во всем мире теперь задаются вопросом, будет ли паломничество 2021 года продолжаться, как прежде, если они отложат свой пакет на год. Существует также вопрос о том, какую квоту получит каждая страна, если глобальный спрос удвоится. И во многих случаях страхование путешествий теперь не будет охватывать вопросы, связанные с COVID-19.

Даже в Европе, где путешественники должны получить возмещение в соответствии с законодательством ЕС, проблемы с денежным потоком означают, что некоторые туристические агенты хаджа стремятся отложить возмещение до 2021 года. В Великобритании некоторые агентства не выдали необходимые сертификаты паломникам, которые предлагают защиту в случае, если провайдеры выйдут из бизнеса или обманным путем объявят, что они покрыты.

Падение COVID-19 усугубит проблемы, с которыми уже столкнулась мусульманская индустрия паломничества. Отсутствие профессионализма и соответствия среди некоторых саудовских лицензированных организаторов хаджа усугубляется непоследовательными подходами к регулированию и обеспечению. Требуется более эффективное самоуправление со стороны паломнической индустрии, а также более прозрачная и более скоординированная связь между паломниками, туристическими компаниями, а также саудовскими и другими властями.