Главная / Общество

Коронавирусная вакцина: причины для оптимизма

Первые коронавирусы, которые, как известно, заражают людей, были обнаружены более полувека назад. Так почему же нет вакцин против этих вирусов? Должны ли мы надеяться, что эффективная вакцина будет разработана сейчас? В непростых вопросах разбирался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».

коронавирус

SARS-CoV-2, недавно обнаруженный коронавирус, который вызывает COVID-19, весьма похож на другие коронавирусы. Поэтому ученые делают прогнозы о том, как наша иммунная система может справиться с ним. Но его новизна требует собственного тщательного изучения. Подобно Сарсу и Мерсу, которые вызывают тяжелый острый респираторный синдром, новый коронавирус появился у животных и может вызвать повреждение легких и иногда других органов.

Почему у нас нет вакцины против других коронавирусов человека? Появление Сарса и Мерса в 2002 и 2012 годах, соответственно, было либо отменено относительно быстро, либо затронуло небольшое количество людей. Несмотря на интерес со стороны вирусологов, не было никаких экономических стимулов для разработки вакцины от этих болезней, поскольку в то время они представляли небольшую угрозу. И это притом, что вирусологи, заинтересованные в коронавирусах, изо всех сил пытались обеспечить финансирование своих исследований.

Напротив, COVID-19 вызвал огромные разрушения во всем мире. В результате, по меньшей мере, 90 вакцин находятся в стадии разработки, причем некоторые уже проходят испытания на людях.

Как работает вакцина

Вакцина дает нашему организму безвредный вкус вируса, предупреждая иммунный ответ, чтобы генерировать антитела и/или клеточный иммунитет (Т-клетки), готовые бороться с инфекцией. Идея состоит в том, что мы можем развернуть готовую систему защиты в следующий раз, когда столкнемся с вирусом, и это избавит нас от серьезных симптомов. Мы знаем, что у большинства людей, которые выздоровели от COVID-19, обнаружены антитела в их крови. Но мы не знаем, являются ли эти антитела полностью защитными. Поэтому вакцина все еще обладает потенциалом вызывать мощные нейтрализующие антитела, и ученые оценят их после вакцинации. Исследователи также будут искать мощный ответ Т-клеток в крови привитых людей. Эти измерения помогут ученым предсказать эффективность вакцины и будут доступны до ее утверждения.

Конечно, лучший способ оценить вакцину – это оценить, насколько хорошо она защищает людей от инфекции. Но подвергать уязвимые группы вирусу слишком рискованно, поэтому большинство вакцин будут проверены на молодых людях без каких-либо проблем со здоровьем. Существуют этические соображения для преднамеренного заражения здорового человека потенциально опасным вирусом для испытания вакцины, и их необходимо тщательно рассмотреть. Тем более что во время пандемии вакцинированный доброволец может заразиться новым коронавирусом, особенно если он медицинский работник. Потребуется время, чтобы собрать данные о защите после заражения и сравнить их с людьми, получившими вакцину плацебо.

оптимизм

Проблемы с вакцинами

Идеальная вакцина должна защищать всех и вызывать пожизненную защиту с помощью одной дозы. Она должна быть простой и быстрой в производстве, доступной по цене, простой в применении (для назального или перорального введения) и не будет нуждаться в охлаждении, поэтому неспециалисты могут распространять ее в труднодоступных частях мира. На самом деле, мы не до конца понимаем, как производить вакцину, которая вызывает длительный защитный иммунитет к различным вирусам. Для некоторых инфекций нам необходимо провести повторные прививки.

Старение сопровождается усталостью иммунной системы, которая изо всех сил пытается ответить на прививки, и это также относится к людям с ослабленной иммунной системой, поэтому трудно защитить наиболее уязвимых. Таким образом, программы вакцинации, которые защищают более 80% населения, могут снизить частоту распространения вируса и защитить уязвимых лиц по доверенности через стадный иммунитет. В настоящее время процент людей, которые могли иметь COVID-19 в разных частях света, варьируется, но это трудно оценить из-за доступности тестов.

Ученые проверяют и подтверждают безопасность вакцины до ее утверждения. Мы понимаем, что при некоторых вирусных инфекциях существующие антитела от более ранней инфекции с тем же типом вируса могут вызывать более тяжелые заболевания. Тем не менее, нет убедительных доказательств каких-либо побочных эффектов антител к инфекции SARS-CoV-2.

В пределах досягаемости

Вот несколько причин для оптимизма. Во-первых, этот вирус можно вылечить. В отличие от некоторых вирусов, таких как ВИЧ, которые встраивают свой геном в свои собственные и делают новые копии себя после иммунной элиминации, мы знаем, что SARS-CoV-2 не может сохраняться таким образом.

Во-вторых, большинство инфицированных пациентов вырабатывают антитела, и есть доказательства вирус-специфических ответов Т-клеток. Хотя мы еще не знаем, являются ли эти ответы защитными, именно они могут привести к иммунологической памяти, краеугольному камню вакцинации. Вакцинные продукты будут усовершенствованы и обогащены, чтобы вызвать более сильный иммунный ответ, чем естественная инфекция.

инфекция

В-третьих, коронавирусы мутируют медленнее, чем вирусы, такие как грипп, и мы знаем из Sars и Mers, что антитела могут сохраняться в течение, по крайней мере, одного-двух лет после выздоровления. Это хорошая новость для эффективной вакцины, которая может не требовать обновления в течение достаточно долгого времени.

Есть больше причин для оптимизма. Ученые тестируют несколько подходов, поэтому вероятность успеха выше, и фармацевтические компании вовлекаются на ранних этапах, наращивая производство и разрабатывая логистику для распространения еще до того, как появятся доказательства того, что вакцина будет работать. Это стоит вложений, потому что ресурсы могут быть быстро перенаправлены на наиболее перспективные вакцины после первых клинических испытаний.

Коронавирусная вакцина находится в пределах нашей досягаемости, и мы надеемся остановить передачу вируса и выработать общественный иммунитет для защиты наиболее уязвимых. Забирая его хозяев для репликации, мы можем уничтожить этот вирус из человеческой популяции так же, как вакцинация ранее уничтожила оспу.