Потребность в героях во времена кризиса никогда не уменьшается, даже если этот герой – бывший лидер картеля, ответственный за гибель тысяч людей. Хоакин «Эль Чапо» Гусман был изображен в роли Робин Гуда во время кризиса с коронавирусом, после того как его родственники начали раздавать продовольственные пакеты бедным в Мексике с печатью с его изображением. Вопросом интересовался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».
Латинская Америка имеет давнюю историю деятелей Робин Гуда, которые стали известными в моменты социального и политического кризиса, когда государство считается слабым или коррумпированным. Так было с Панчо Вильей во время мексиканской революции 1910-20 годов, которая превратила Панчо из бандита в революционного лидера и перераспределила землю и ресурсы для крестьянства. Затем, в 1970-х годах, в Колумбии был наркобарон Пабло Эскобар, которого до сих пор помнят за его широко распространенные социальные работы, включающие в себя строительство 5000 новых квартир и несколько футбольных полей для бедных Медельина, а также поддержку школ.
Оба представлялись героями, похожими на Робин Гуда, для маргинальных групп населения, о которых забыли чиновники. На самом деле, учитывая их огромную власть, богатство и жестокость, они не были похожи на Робин Гуда.
Несмотря на это, миф о социальном бандите выживает благодаря некоторым фигурам в Латинской Америке. Гусман рекламировался в качестве новоявленного Робина Гуда во время своего расцвета в качестве ведущего босса Мексики с середины 1990-х годов. Лояльность (уравновешенная террором), которую он вдохновлял в своем местном сообществе в Синалоа, вполне могла отложить его окончательный захват до 2016 года.
Его полномочия Робин Гуда привлекли голливудского актера Шона Пенна, чтобы взять у него интервью для журнала Rolling Stone в 2015 году. Пенн заявил, что Чапо был известен в Мексике как «холодный прагматик» и «как человек, похожий на Робина Гуда, который оказывал столь необходимые услуги в Синалоа, финансирующие все – от еды и дорог до медицинской помощи». Тщательно спланированные побеги Эль Чапо из тюрьмы в 2001 и 2014 годах через предварительно построенный туннель длиной в милю были легендарными. Они решительно намекнули на сговор с тюремными властями. Тем не менее, образ Эль Чапо остается как фигура, которая выступала против государства и с честью действовала по отношению к его народу. Немногие в его сообществе в Синалоа говорили о нем плохо с момента его осуждения и заключения в США за торговлю наркотиками и отмывание денег в феврале 2019 года.
Сегодняшние мексиканские картели сосредоточены не столько на проявлениях общественной благотворительности, сколько на правилах страха и насилия. Тем не менее, приход коронавируса в Мексику предоставил возможность родственникам Эль Чапо. Они извлекли выгоду из кризиса, раздав продовольственные пакеты с его изображением бедным общинам в Гвадалахаре, призванные обеспечить лояльность наиболее уязвимой Мексики к его наследию и дальнейшую деятельность картеля в Синалоа. Тем временем в Кулиакане, Синалоа, по сообщениям, сыновья Эль-Чапо ввели комендантский час против коронавируса, угрожая избиениями и штрафами тем, кто не подчиняется. Другие мексиканские наркокартели также раздавали пакеты с едой.
Аналогичная деятельность произошла в бывшей мафиозной крепости Сицилии, где организация раздавала продовольственные пакеты отчаявшимся семьям. Однако, в отличие от Мексики, мафия Коза Ностра не оказала поддержки такой узнаваемой фигуре, как Эль Чапо.
Мексиканский президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который был избран в 2018 году и заявлял о решительной борьбе с коррупцией и насилием, был замечен приветствующим мать лидера картеля, Марию Консуэло, когда прибыл с визитом в Синалоа в конце марта. Это повлекло по отношению к Лопесу Обрадору обвинения в сотрудничестве с наркомафией и сочувствие – обвинения, которые также были выдвинуты по отношению ко всей администрации Мексики. Но, несмотря на это, Лопес Обрадор выступил в свою защиту, назвав мать Эль Чапо «респектабельной пожилой женщиной».