Если не помогает пряник, в дело вступает кнут. Так можно охарактеризовать новый закон о защите животных, благодаря которому живодеры имеют все шанс на пять лет тюрьмы.
Диких историй, в которых жертвами мучителей становятся животные, сотни. Если не тысячи. Мы знаем лишь о тех, которые есть в соцсетях. Когда или неравнодушные люди рассказывает про зло, или… сами живодеры хвастаются своими подвигами. Можно вспомнить двух юных хабаровчанок, которые в 2016 году потрясли всю страну роликами о своих зверствах.
Но раньше, если на таких и заводили дела, то наказание чаще всего было очень скромным. Да и у братьев наших меньших прав почти не было. Теперь они есть. Именно новый закон помог активистам из Пскова спасти десятки котов и кошек из импровизированного контактного зоопарка, который оказался больше похожим на концлагерь для животных.
Выставку котов и прочей живности в Пскове в начале этого года организовали два юнца из Иваново. Однако, зрителей внутри ждал настоящий шок. Вид худющих, измученных и явно больных животных не вызывал ничего, кроме жалости и возмущения к людям-садистам.
В Сети поднялась волна в защиту узников этого зоопарка, и местные активисты из организации «Зоозащита» сразу же взялись за дело. Посетив выставку, защитники убедились в том, что животные содержатся в невыносимых условиях, и решили забрать хвостатых бедолаг.
Однако, сделать этого не удалось. Активисты нарвались на хамство и угрозы «хозяев» зоопарка. Не успокоились они даже после того, как на место прибыла полиция. Причём, судя по всему, стражи порядка поначалу сами не очень знали, могут ли активисты изымать котов и владельцев.
И только после того, как были показаны все документы, в которых говорилось, что отныне контактные зоопарки в России запрещены, после того, как люди в погонах сами ознакомились со статьями из нового закона о защите животных, активистам позволили животных забрать.
Когда мурки оказались у ветеринаров, были опасения, что некоторых спасти не удастся. Настолько тяжелым было их состояние. Температура под сорок, обезвоживание, дистрофия, инфекции… Но спасли всех.
Что касается владельцев зоопарка, то псковская полиция проводит проверку по факту жестокого обращения с животными. Хотя зоозащитники и не очень верят в то, что их действительно за это накажут, они рады уже тому, что котов удалось спасти.
И помог это сделать именно новый закон. Хотя, увы, как констатируют активисты, закон на бумаге и реальные решение по нему – порой две совсем разные вещи. В России государство только-только начало заниматься этой темой, тогда как во многих других странах закон давно стоит на страже братьев наших меньших.
Но тут есть своя причина. В экономически развитой стране, когда многое сделано для людей, можно позволить себе заняться и животными. В нашей стране, где только по официальным данным проживет порядка 20 миллионов людей за чертой бедности, конечно, первыми в списке на помощь будут старики, дети, многодетные семьи, врачи, учителя… Кошки, собаки и прочая живность все еще вторична.
И все-таки дошла очередь и до животных Закон принят, и стоит по нему немного пробежаться. Ибо, далеко не все рукоплещут от радости, прочитав его.
Да, в документе отражена ответственность и хозяев зоопарков, цирков и дельфинариев, руководителей питомников и приютов, а также частных владельцев питомцев.
Но, по мнению зоозащитников, есть в законе пробелы, которые требуют его доработки. Например, не прописана судьба потомства кошек и собак. Родила кошка пятерых котят, хозяин отнес их по привычке на реку и утопил за ненадобностью. Жестокость? Да. Но в документе именно об этом ни слова.
Хотя, конечно, самый большой беспредел творится в частных организациях досуга. Особенно это, как говорит известный цирковой артист Эдгард Запашный, касается тех, чья деятельность не лицензируется. А значит, и контроля за ними особого нет.
Непонятно, и как будет соблюдаться закон насчет выгула собак. Согласно документу, делать это можно только в специально отведенных для этого местах. Да только где они, эти места? Много ли их? Немного. Даже мало. И большинство находятся у черта на куличках. Вот и выгуливают граждане своих питомцев там, где привыкли - во дворах, на детских площадках, в парках, в пешеходных зонах…
Одна надежда на то, что закон все-таки ужесточил наказание за жестокость по отношению к братьям нашим меньшим. Теперь за убийство животного можно получить до пяти лет тюрьмы. И на время следствия обвиняемого вполне могут держать под арестом, а не отпускать под подписку о невыезде.
Есть в законе пункты о наказании и за организации собачьих боев. Однако, кроме боев существует масса других «развлечений» с животными. Петушиные бои, крысиные бега, катание на лошадях или осликах, которые падают от усталости, зарабатывая своим хозяевам деньги. Да, все это можно подписать под статью о жестоком обращении. А можно и не подписать. Например, при хорошем адвокате. Расплывчатость формулировок и некая недоговоренность в законе очень смущают зоозащитников.
В общем, пока все выглядит, как обычно это у нас бывает. Хотели как лучше, получилось как всегда. Однако, активисты уверены, что даже в таком виде закон способен помочь животным и наказывать злодеев. Тем более, что при желании в закон всегда можно внести поправки, с учетом того, что подскажет жизнь.
Не стоит думать, что до принятия нового закона злодеев не наказывали. Еще как наказывали. Правда, кто-то может сказать, что и раньше были исключения.
Например, хабаровские живодерки, замучившие порядка пятнадцати животных в 2016 году, получили не слабо. Алена Савченко – 4,3 года колонии, Алина Орлова и их сообщник Виктор Смышляев – по 3 года.
Только если изучить этот судебный процесс, можно понять, что обвинялась эта троица сразу в нескольких преступлениях, и сроки получила по совокупности злодеяний. А конкретно по статье «Жестокое обращение с животными» Орлова и Савченко получили по… 150 часов принудительных работ. Тогда как могли только за это схлопотать до двух лет. Но, видимо, чтобы получить два года колонии, требовалось замучить до смерти не пятнадцать бедных животных, а сотню. Или тысячу.
Тем не менее, резонанс эти живодерки вызвали такой, что дошло до самых верхов. Даже президент Владимир Путин согласился с участниками митинга в Хабаровске, где люди требовали ужесточения наказания за жестокое обращение с животными. Так что, нынешний закон – это отзвук, в том числе, и тех событий.
Были в прежние времена и другие обвинительные приговоры с реальными сроками. К примеру, летом 2016 года в Соликамске Пермского края один из местных жителей получил два года колонии строгого режима за убийство собаки своего знакомого. Причиной расправы над животным стала месть после ссоры с его хозяином.
В том же 2016 году молодому жителю Москвы дали полтора года исправительных работ за расправу над собакой. Молодому москвичу не понравилось, что незнакомое животное спит на крыльце магазина, и он нанес ему несколько смертельных ударов ножом прямо на глазах игравших во дворе детей.
На Кузбассе несколько лет назад мужчина завел собаку на забаву своим детям. Но однажды пес, играясь с хозяином, укусил его за руку. И тот со злости забил животное палкой под плач испуганных малышей. Садист получил всего шесть месяцев ограничения свободы.
В конце 2017 года житель Пензенской области договорился встретиться со своим знакомым у него дома. Но придя в гости, хозяина не застал. Свою досаду гость решил выместить на собаке приятеля, привязанной во дворе к цепи. Схватив валявшуюся здесь же лопату, изверг избил животное. А увидев, что пес все еще подает признаки жизни, взял вилы, и двумя ударами завершил свое черное дело. За свое зверство гражданин получил каких-то 240 часов исправительных работ.
В общем, как видно из приговоров, раньше за похожие преступления один живодер мог получить пару лет тюрьмы, а другой отработает бесплатно обязательные часы, и гуляй.
Просто Фемида сама путалась в законодательстве, поэтому и наказание бывало разным. Многим кажется и новым закон «сырым», незаконченным. Но радует уже то, что теперь садистам грозит не два, а пять лет лишения свободы. Быть может, хоть это кого-то напугает. Да и сам факт того, что государство озаботилось, наконец, этой проблемой, тоже обнадеживает. Ну а том, насколько закон в его нынешнем виде готов защищать животных, покажет время, статистика преступлений и… новые приговоры.