Опасения по поводу распространения нового коронавируса привели к замедлению экономического роста. Фондовые рынки пострадали: британская FTSE 100 переживала худшие дни торгов за многие годы, также как и Dow Jones и S & P в США. Деньги должны куда-то уходить, а цена на золото – считающаяся стабильным товаром во время экстремальных событий – достигла семилетнего максимума. В вопросе разбирался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».
По уверениям экспертов, взгляд в прошлое может помочь рассмотреть экономические последствия чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и способы их оптимального управления. При этом, однако, важно помнить, что прошлые пандемии были гораздо более смертоносными, чем коронавирус, который имеет относительно низкий уровень смертности.
Без современной медицины и таких учреждений, как Всемирная организация здравоохранения, население в прошлом было более уязвимым. Подсчитано, что чума Юстиниана в 541 году нашей эры убила 25 миллионов, а испанский грипп 1918 года около 50 миллионов. Безусловно, худшая смертность в истории была вызвана Черной Смертью. Вызванная несколькими формами чумы, она продолжалась с 1348 по 1350 год, убивая где-то от 75 до 200 миллионов человек по всему миру и, возможно, половину населения Англии. Экономические последствия также были глубокими.
Это может показаться нереальным – и это не должно сводить к минимуму современные психологические и эмоциональные потрясения, вызванные Черной смертью – но большинство из тех, кто выжил, продолжали наслаждаться улучшенным уровнем жизни. До Черной смерти Англия страдала от сильного перенаселения.
После пандемии нехватка рабочей силы привела к росту ежедневной заработной платы рабочих, поскольку они смогли продать себя по самой высокой цене. Диеты рабочих также улучшились и включали в себя больше мяса, свежей рыбы, белого хлеба и эля. Хотя помещики изо всех сил пытались найти арендаторов для своих земель, изменения в формах владения недвижимостью повысили доходы от владения недвижимостью и снизили их требования.
Но период после Черной Смерти был, по мнению историка-экономиста Кристофера Дайера, временем «волнения, гнева, антагонизма и творчества». Непосредственный ответ правительства состоял в том, чтобы попытаться сдержать волну экономики спроса и предложения. Это был первый случай, когда английское правительство попыталось управлять экономикой. Закон о рабочем статусе был принят в 1351 году в попытке привязать заработную плату к уровню, предшествующему чуме, и ограничить свободу передвижения для рабочих. Были введены другие законы, пытающиеся контролировать цены на продукты питания и даже ограничивать то, какие женщины могут носить дорогие ткани.
Но эта попытка регулировать рынок не сработала. Исполнение трудового законодательства привело к уклонению и протестам. В более долгосрочной перспективе реальная заработная плата выросла, поскольку численность населения застоялась из-за периодических вспышек чумы. Арендодатели изо всех сил пытались смириться с изменениями на рынке земли в результате потери населения. После Черной Смерти произошла крупномасштабная миграция, поскольку люди воспользовались возможностью переместиться к лучшей земле или заняться торговлей в городах. Большинство арендодателей были вынуждены предлагать более привлекательные предложения, чтобы арендаторы обрабатывали свои земли.
Появился новый средний класс мужчин (почти всегда мужчин). Это были люди, которые не родились в землевладельческом дворянстве, но смогли заработать достаточно денег, чтобы купить участки земли. Резкое изменение численности населения в результате Черной смерти также привело к взрыву социальной мобильности. Попытки правительства ограничить эти события вызвали напряженность и возмущение.
Между тем Англия все еще воевала с Францией и требовала больших армий для своих кампаний за рубежом. За это пришлось заплатить, и в Англии стало больше налогов на уменьшающееся население. Парламент молодого Ричарда II выступил с новаторской идеей о карательных налогах на опросы в 1377, 1379 и 1380 годах, что привело непосредственно к социальным волнениям в форме крестьянского восстания 1381 года. Это восстание, крупнейшее за всю историю Англии, стало прямым следствием повторяющихся вспышек чумы и попыток правительства усилить контроль над экономикой и преследовать свои международные амбиции. Повстанцы утверждали, что они были слишком жестоко угнетены, что их лорды «относились к ним как к животным».
В то время как чума, вызвавшая Черную смерть, сильно отличалась от распространяющегося сегодня коронавируса, здесь есть несколько важных уроков для будущего экономического роста. Во-первых, правительства должны позаботиться о том, чтобы справиться с экономическими последствиями. Сохранение статус-кво для корпоративных интересов может вызвать волнения и политическую нестабильность. Во-вторых, ограничение свободы передвижения может вызвать бурную реакцию. Насколько наше современное мобильное общество согласится на карантин, даже если это принесет большую пользу? Плюс не стоит недооценивать психологическую реакцию. В Черной Смерти участились ксенофобские и антисемитские атаки. Страх и недоверие к иностранцам изменили торговые модели.
Экономическая ситуация в области общественного здравоохранения будет выигрышной и проигравшей. В контексте Черной Смерти элиты пытались укрепить свою власть, но изменение численности населения в долгосрочной перспективе привело к некоторой перебалансировке в пользу рабочих, как с точки зрения заработной платы, так и с точки зрения мобильности и открытия рынка земли (основной источник богатства в то время) для новых инвесторов. Сокращение населения также стимулировало иммиграцию и понижало количество квалифицированных или низкооплачиваемых рабочих мест. Все это уроки, которые подтверждают необходимость взвешенных, тщательно изученных ответов со стороны нынешних правительств.