Тело легендарного артиста было обнаружено у него на квартире лишь спустя полмесяца после смерти. В нищем жилище почти без обстановки он жил один все последние годы.
Хоронить его было некому и не на что. Пришлось скидываться всем – кто сколько может. Такова горькая судьба человека, который умел смешить. «Экспресс-Новости» вспомнили о том, как жил и ушёл от нас великий Сергей Филиппов.
Его не зря называли «ходячим анекдотом». Он мог появиться в фильме на несколько мгновений и сказать всего одну-две фразы, а она сразу становилась «крылатой». Да, в общем-то, и знаменитым Филиппов стал благодаря именно эпизодическим ролям.
Чего стоит его подвыпивший лектор из «Карнавальной ночи». Или «Масик, который хочет водочки» из ленты «Девушка без адреса». Да и шведский посол из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» появился всего на миг. Но его мимика, его жесты заставляли покатываться со смеху миллионы советских людей.
Ну, а когда Филиппов сыграл Кису Воробьянинова в бессмертных «12 стульях» - то здесь уже без сомнения человека можно было назвать звездой.
Слава пришла к нему поздно. И он ещё толком не успел попробовать её на вкус, когда пришла беда. В 65-м у него, обратившегося к медикам с болями в голове, диагностировали опухоль головного мозга. Тогда операция вроде бы как помогла и актёр снова воспрянул духом. Но спустя несколько лет дикие головные боли вернулись. А тут самые съёмки «12 стульев» начинались. Филиппов работал через «не могу». Но всё равно приходилось отпрашиваться, отлёживаться, больничные брать.
Наконец, Гайдаю это надоело. Он дал Филиппову отбой, а на его место позвал Ростислава Плятта. Однако тот проявил благородство. Узнав, почему режиссёр убрал Филиппова, он не стал искать счастья на чужой беде. В конце концов, Гайдай махнул рукой и решил дождаться, пока Филиппов окончательно не поправится.
Он не поправился. Но сжал зубы и сыграл через боль. Как настоящий артист. Это была его большая и очень важная роль. Просто потом… станет ещё трудней.
В следующие десять лет актёр Филиппов практически не появляется на экранах. Позже он признавался, что давно сложил бы руки и сдался на милость судьбы, если бы не любимая Тоня. Антонина Голубева – его супруга, его надёжный тыл, его нянька.
Но в конце 80-х она умерла. Это было для артиста ударом. И тут, как нарочно, стала прогрессировать старая болезнь. Филиппов на глазах превращался в древнего беспомощного старика. В последние годы он почти не покидал свою убогую квартиру. Сидел один в четырёх стенах. Бывало, что без денег, без еды. Когда-то, будучи знаменитым, он был парень – широкая душа. Если шёл в ресторан, то брал с собой всех друзей и знакомых. Если доставал абонементы в театр – всем, кто попросит.
Он жил весело, денег не жалел и никогда не копил. О том, чтобы отложить на «чёрный день», никогда даже не задумывался. Филиппов думал, что все такие, как он. Но когда настала беда, его постоянными гостями стали лишь нищета и одиночество. Друзья из прошлой жизни сюда заглядывать не любили. Позднее экспертиза установит, что умер актёр Филиппов 19 апреля 1990 года. А нашли лишь через две недели. За это время никто к нему не пришёл ни проведать, ни даже просто спросить «как дела».
Лишь когда в подъезде стало специфически «попахивать», соседи встревожились и вызвали милицию. Стражи порядка проникли в квартиру артиста и обнаружили… В общем, тело пролежало две недели. Что вы хотели…
Ещё один камень в «огород» тех, кто когда-то называл себя его друзьями. Уже после того, как стало известно о смерти Филиппова, к нему домой зачастили коллеги. И многие поражались голым стенам, почти полному отсутствию мебели и каких-то мало-мальских бытовых условий. Это значит, что они не бывали здесь очень давно. А ведь поговаривали, что раньше его жилище напоминало музей. Но где теперь была его роскошная годами собираемая библиотека? Не оказалось в квартире и дорогого антиквариата.
Грешить можно было на родственников жены артиста, которые, по слухам, взяли все ценности к себе на «сохранение». А всё потому, что Филиппов начал потихоньку продавать свои коллекции книг и прочих ценных вещей. Зачем? Да потому, что надо было что-то есть. А ещё нужны были дорогие лекарства, ведь его онкология продолжала прогрессировать.
Денег ни на счетах, ни в квартире артиста найдено не было. Поэтому некоторые актёры призвали коллег сброситься – кто сколько может. Кто-то обратился на киностудию, которая выпустила немало фильмов с участием Филиппова. Но там «спонсировать» похороны отказались. Но средства всё-таки собрали. Помогли и соседи. Было даже такое, что к ним звонили в дверь незнакомые люди и оставляли у них ту или иную сумму. «На похороны Сергея Николаевича», - говорили коротко и уходили.
В итоге собранных денег хватило для того, чтобы купить самый дешёвый гроб и скромно, без особых почестей, отнести великого комика на кладбище. Не было музыки, слёз и сотен людей. Просто отнесли, опустили в заранее приготовленную могилу, закопали и разошлись. Как скажет уже позже другой замечательный советский артист Евгений Моргунов:
«самое страшное – это когда ты вдруг остаёшься один. Именно так случилось с хорошим актёром и удивительным человеком Сергеем Филипповым. Человек, который смешил всех, и которого все боготворили, оказался абсолютно никому не нужным…».