Готовясь к поездке в Россию в конце декабря 2021 года, я полушутя говорил друзьям, что мое возвращение в Великобританию вполне может быть отложено либо из-за COVID, либо из-за российского вторжения в Украину. Угроза неминуемой войны к тому времени пронизывала западные СМИ, так что мои опасения казались вполне обоснованными с их точки зрения. Однако всякий раз, когда я касался темы возможного вторжения в Украину, у людей в России бровь поднималась от удивления и недоверия. Никто из тех, с кем я разговаривал в течение двух недель моего пребывания в Санкт-Петербурге, серьезно не рассматривал возможность широкомасштабного вторжения России в Украину.
Фото: https://regnum.ru/
Такое отношение подтверждается опросами общественного мнения Левада-центра, независимой исследовательской компании в России. Более половины опрошенных в начале декабря считали, что войны с Украиной не будет. Более того, эти взгляды не сильно изменились за последний год и в целом соответствуют взглядам с 2015 года. Что касается обвинений в нынешней напряженности и роли в ней России, то большинство высказавшихся возлагают ответственность на США и НАТО (50%), еще 16% – на саму Украину. Лишь ничтожное меньшинство обвиняло в этом российское правительство (4%) или восток Украины (3%). Идея о том, что Россия может вторгнуться по собственной инициативе, просто не вызывает доверия у подавляющего большинства ее граждан.
Единственный сценарий, который может привести к вооруженному конфликту с Украиной, — военная эскалация вокруг Донбасса. Хрупкое прекращение огня там регулярно нарушается правительственными силами. Мирное соглашение, которое должно было положить конец этому конфликту, подписанное в Минске в феврале 2015 года, остается в подвешенном состоянии, поскольку обе стороны обвиняют друг друга в его невыполнении.
Вызывает тревогу, но вполне предсказуем тот факт, что и российские, и американские официальные лица обвиняют друг друга в подготовке провокации на Донбассе для использования в качестве повода для войны. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил 21 декабря, что американская частная военная компания готовила химическую атаку вокруг Донецка, одной из двух столиц республик на Донбассе. Между тем официальные лица Пентагона обвинили Москву в отправке группы тайных коммандос для продолжения операции «чужого флага» в регионе. Пока неясно, когда должна состояться эта операция и что она может повлечь за собой.
Обе стороны регулярно нарушают режим прекращения огня, включая обстрелы территорий Донбасса с гибелью военных и мирных жителей; захват деревни в нейтральной зоне; и даже убийства видных лидеров повстанцев. Это включало убийство в 2018 году популярного президента непризнанной Донецкой республики Александра Захарченко, ответственность за которое Кремль возложил на Украину. Буквально на этой неделе пророссийские военные обвинили Украину в подготовке наступления в регионе. Возможны серьезные вооруженные столкновения на Донбассе — вопрос в том, перерастет ли это в более широкую войну.
В российском экспертном сообществе разделяется народное недоверие к предположениям о неизбежном вторжении Москвы в Украину. Откровенно говоря, нет убедительных аргументов, объясняющих, чего может достичь такое вторжение. Как неоднократно заявляли лидеры США и ЕС, любое вторжение российских регулярных войск приведет к «калечащим» санкциям против российской экономики. Кремль приложил много усилий с тех пор, как в 2014 году против него был введен первый раунд санкций, чтобы защитить себя от дальнейших санкций, нарастив свои валютные резервы до рекордных 620 миллиардов долларов США; отказ от долларов США в пользу золота и китайских юаней; сокращение своей зависимости от западных кредитов, принимая больше китайских инвестиций.
Фото: https://rueconomics.ru/
Он также разработал собственный платежный сервис МИР для замены Visa и MasterCard, если их использование будет заблокировано, а национальной системе межбанковских переводов России будет отказано в доступе к SWIFT. Согласно некоторым сообщениям, многие европейские страны встречают сильную оппозицию последнему шагу, и действительно, воздействие этих санкций было бы огромным, если бы они были приняты. Российская экономика вряд ли рухнет, но рост и относительное благополучие, которые очевидны на улицах крупных российских городов, сохранить будет практически невозможно.
Конечно, это укрепило бы внутреннюю стабильность путинского режима. Сплочение вокруг флага может иметь некоторый краткосрочный компенсирующий эффект в случае крупномасштабных боевых действий, но российская общественность не была готова ожидать чего-либо подобного полномасштабной войне со всеми вытекающими отсюда расходами и жертвами.
Так что, хотя и российская общественность, и экспертное сообщество довольно смутно относятся к возможной войне, нельзя отрицать ужесточения риторики Москвы и наращивания ее сил вокруг Украины. Путин открыто заявил, что нагнетание напряженности является ключом к успешной дипломатии. Если такова была стратегия, то до сих пор она определенно работала. Как только в американских СМИ начали циркулировать сообщения о наращивании войск, администрация США согласилась обсудить вопросы, стоявшие на повестке дня Москвы, в основном вопросы европейской безопасности и расширения НАТО на восток.
Вопрос в том, насколько далеко Кремль готов зайти в своем балансировании на грани войны. В конечном счете, чтобы поддерживать напряженность как можно более вероятной, вы должны быть готовы действовать в соответствии со своими угрозами. Но если случится самое худшее, и между Россией и Украиной начнется масштабная война, больше всего удивится российская общественность.
Автор: Александр Титов, преподаватель современной европейской истории Королевского университета Белфаста.