Главная / Политика

Беспорядки в Казахстане: еще одна региональная головная боль Владимира Путина

Насилие, охватившее Казахстан после демонстраций против роста цен на топливо, на данный момент утихло. Согласно сообщениям, кажется очевидным, что это во многом связано с развертыванием российских миротворческих сил 6 января в ответ на просьбу президента страны Касым-Жормата Токаева.

Пока неизвестное количество людей было убито, когда войска открыли огонь по толпе. Токаев, настаивавший на восстановлении порядка, предупредил, что все протестующие, которые не сдадутся, будут «уничтожены». В то время как о наибольшем насилии сообщалось в крупнейшем городе Казахстана, Алматы, протесты начались в Мангистауской области на западе страны. Это не первый случай, когда регион переживает политические потрясения: в 2011 году в регионе, где доминирует нефтедобыча, прошли ожесточенные протесты против заработной платы нефтяников.

Фото: https://www.topnews.ru/

Но на этот раз беспорядки распространились на остальную часть страны и превратились в призывы к более широким политическим изменениям. Примечательно, что демонстранты требовали положить конец непреходящему влиянию бывшего президента Нурсултана Назарбаева. Назарбаев сохранил значительную власть над политикой страны, как и контроль над советом национальной безопасности, несмотря на то что в 2019 году передал пост президента Токаеву, выбранному им преемнику.

Исторически инакомыслие в Казахстане жестко контролировалось, и силы безопасности обычно подавляли демонстрации. Таким образом, скорость и интенсивность, с которой распространилась эта волна демонстраций, позволяют предположить, что режим был застигнут врасплох. Силы безопасности изо всех сил пытались восстановить контроль над ситуацией и подавить демонстрантов, особенно в Алматы, где 5 января демонстранты ненадолго захватили различные правительственные здания и городской аэропорт.

С массовой отставкой правительства Токаев, по-видимому, предпринял шаги по укреплению своего автократического правления, дистанцировавшись от Назарбаева, сместив его с поста главы Совета безопасности 5 января. Но ни отставка правительства, ни введение Временного ограничения цен на топливо не привело к тому, чтобы успокоить протестующих. Десятки людей были убиты, сотни ранены.

Коллективная безопасность

В ответ на эскалацию протестов Токаев обратился за помощью к возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это первый случай в истории альянса, когда были развернуты коллективные миротворческие силы ОДКБ. Ранее Россия отклонила обращение Армении во время боевых действий с Азербайджаном в 2021 году из-за Нагорного Карабаха. Это говорит о том, что сохранение стабильности в регионе имеет большое значение для Кремля в данный конкретный момент.

ОДКБ состоит из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана и призвана действовать коллективно в соответствии со статьей 4 своего устава (аналогично статье 5 договора НАТО). Это предусматривает, что организация будет оказывать необходимую помощь, в том числе военную, в случае агрессии против любого из ее государств-членов.

Остается неясным, как долго миротворческие силы останутся в Казахстане. По словам высокопоставленного российского депутата, развертывание рассчитано всего на несколько недель, чтобы помочь подавить протесты.

Фото: https://nevnov.ru/

Региональные линии разломов

Кремль заявил о своей уверенности в том, что казахстанские власти смогут справиться со своими внутренними делами без помощи России, и предостерег от вмешательства извне. Но линии разлома, выявленные в этом бывшем советском сателлите, совпадают с другой зоной нестабильности на постсоветском пространстве – в Украине, где сохраняются опасения возможного российского военного вмешательства.

В настоящее время у границы России с Украиной сосредоточено 100 000 военнослужащих. Кремль поддерживает регулярные контакты с западными лидерами в попытке разрядить кризис. Президент России Владимир Путин планирует провести дальнейшие переговоры с президентом США Джо Байденом 10 января. И США, и ЕС угрожают введением разрушительных экономических санкций в случае вторжения России в Украину.

Сейчас, когда России приходится направлять внимание и ресурсы на стабилизацию ситуации в Казахстане, вероятность российского наступления на Украину может несколько уменьшиться. Западные аналитики также предполагают, что ситуация может привести к тому, что Россия займет более примирительный тон во время предстоящих переговоров с Байденом – по крайней мере, на данный момент. Тем не менее его фундаментальные требования в отношении гарантий безопасности вряд ли изменятся.

Вид из Кремля

В конечном итоге – и благодаря вмешательству сил ОДКБ – шансы режима Токаева на восстановление контроля заметно возросли. Но присутствие иностранных войск в стране также может усилить общественное недовольство. Это может спровоцировать новые протесты, поставив вопрос о том, будет ли выживание режима зависеть от дальнейшей – и, возможно, даже большей – поддержки со стороны России.

Между тем, с точки зрения России, обеспечение стабильности в Казахстане также важно на фоне множества других опасений по поводу нестабильности и экстремизма в Центральной Азии, о чем свидетельствует захват Афганистана талибами в августе прошлого года. Кроме того, вспышка нестабильности и требования политических перемен в Казахстане, а также в Беларуси могут также повлиять на решение Путина о своем будущем после президентских выборов 2024 года в России.

Фото: https://lenta.ru/

Как в Беларуси, так и в Казахстане экономические недовольства привели к более широкому политическому недовольству и усилению антиправительственных настроений. Поскольку российская экономика также продолжает стагнировать, а уровень жизни ухудшается, наблюдатели за Россией ожидают, что Кремль ужесточит свой контроль в этом году, чтобы пресечь возможность подобных социально-экономических волнений. Таким образом, тенденция к авторитаризму в более широком регионе будет только усиливаться, поскольку все более непопулярные лидеры пытаются удержаться у власти.

Автор: Лиана Семчук, постдокторский научный сотрудник, Оксфордский университет