Главная / Политика

Принцип «одного Китая»: что этот интересный аспект дипломатии означает для Китая и Тайваня

Александр Алексеенко - 03.12.21 (обновлено 03.12.21)

Напряженные трехсторонние отношения между США, Китаем и Тайванем вновь возникли на фоне эскалации военной напряженности в Тайваньском проливе. Статус небольшого густонаселенного острова у юго-восточного побережья материкового Китая горячо оспаривается, и почти ежедневно появляются сообщения в новостях, предсказывающих, что недавно напористый Китай может вскоре предпринять действия – военные или иные – для насильственной реинкорпорации Тайваня. Однако было бы ошибкой считать такие действия неизбежными.

Фото: https://www.dialog.ua/

Это сложная ситуация, которая уходит своими корнями в хаос, последовавший за окончанием второй мировой войны в Азии и гражданской войной в Китае, которая закончилась тем, что 1 октября 1949 года Коммунистическая партия Мао Цзэдуна основала Народную республику. Остров, ранее известный как Формоза, был японской колонией в 1895-1945 годах, но после поражения Японии был передан под контроль Китайской Республики (КР) лидера националистов Чан Кайши. В 1949 году Чан отступил на Тайвань с примерно 2 миллионами солдат, союзников и гражданских беженцев, планируя вернуть себе материк и свергнуть коммунистов. Очевидно, этого никогда не происходило, и с тех пор последовало глобальное соревнование между двумя конкурирующими концептуальными представлениями Китая.

Во время «холодной войны» это часто пропагандировалось Китайской республикой и западными источниками как «Красный Китай» против «Свободного Китая». Но оба провели большую часть конфликта в качестве жестокой и тиранической диктатуры, которая поощряла культы личности вокруг своих номинальных лидеров, поэтому понятие народа Тайваня как свободного было, мягко говоря, спорным. Ни КНР, ни КР не признают претензий друг друга. Официальный контакт ограничен, и переговоры обычно ведутся через доверенных лиц, чтобы гарантировать поддержание отговорки о том, что другой человек не существует на законных основаниях.

Принцип одного Китая возник вскоре после отступления Китайской республики на Тайвань. Ни одна из сторон не могла даже согласиться с оспариванием их претензий на весь Китай в случае, если это нанесет ущерб внутреннему и международному престижу. Фраза «единый Китай» была затем популяризирована после ее использования в Шанхайском коммюнике 1972 года между представителями КНР и США и получила дальнейшую известность после Консенсуса 1992 года, когда неофициальные представители Пекина и Тайбэя встретились в британском Гонконге и провозгласили свое согласие с тем, что «существует один Китай» – хотя интерпретации того, кто должен управлять этим царством, явно различались.

Принцип одного Китая – одна из странностей современной дипломатии: он, по сути, требует от правительств и крупных международных организаций признания того, что либо КНР, либо Китайская Республика является законным единственным правительством всего Китая, включая Тайвань и его отдаленные острова.

Области конкурса

Есть три международные арены, на которых сегодня наиболее очевиден один Китай. Один и, возможно, наиболее заметный – это международные спортивные соревнования, на которых Тайвань обычно выступает как «Китайский Тайбэй». Тайваню не разрешается использовать флаг Китайской республики, и его государственный гимн не исполняется.

Фото: https://tk.media/

Другой – членство в международных организациях, включая Организацию Объединенных Наций (ООН) и ее членские организации, такие как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), где Китай наложил вето на членство Тайваня. Китайская Республика была одним из основателей ООН в 1945 году, но оставила свое место в 1971 году в знак протеста против действий ООН по интеграции КНР. Впоследствии КНР была заменена КНР в качестве постоянного члена Совета Безопасности.

Третья арена – дипломатическое признание. С 1949 года в мире наблюдается общее сокращение числа государств, официально признающих Китайскую республику, поскольку это помешало бы установлению официальных отношений с гораздо более крупной КНР. Это ограничивает формальные контакты большинства стран с Тайбэем, хотя неформальные торговые и культурные отношения сохраняются.

Правительство Великобритании признало КНР почти сразу после объявления ею государственности в 1949 году – в основном из-за опасений по поводу статуса Гонконга. Между тем правительство США официально не признавало КНР до Нового 1978-79 годов – кульминации процесса, который начался при президенте США Ричарде Никсоне в 1969 году и завершился при Джимми Картере почти десять лет спустя.

Современный Тайвань

С тех пор, как в 2016 году к власти пришел президент Цай Инь-вэнь, Тайвань переживает пятую волну отказа от дипломатического признания, теряя различных союзников, включая Буркина-Фасо в Африке и Панаму и Сальвадор в Центральной Америке. Это связано с тем, что Демократическая прогрессивная партия Цая (ДПП) выступает за большую независимость Тайваня от Китая, что воспринимается Пекином как враждебный акт. Отсюда и угрожающее поведение, которое проявлялось в различных формах в течение предыдущих пяти лет и которое, похоже, усиливается в последние недели.

Однако не следует рассматривать ситуацию как просто обреченность и мрачность для Тайваня. Тайвань бывал здесь раньше, и политические обозреватели во многих случаях опасались за будущее Китайской республики – и тем не менее он продолжает оставаться яркой частью социального, экономического и политического ландшафта Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключом к устойчивости Китайской республики стали реформы, проведенные ею в 1980-х и 1990-х годах, которые переместили ее от диктатуры к многопартийной демократии с уважением прав человека в центре ее политического мировоззрения.

Фото: https://planetofhotels.com/

Это резко контрастирует с авторитарным уклоном и продолжающимися вопросами о нарушениях прав человека со стороны КНР на материке и в Гонконге. Однако растущая напряженность поставила США в трудное положение. Закон об отношениях с Тайванем, подписанном Конгрессом США весной 1979 года в ответ на признание администрации Картера КНР, обещает защищать Тайвань от китайской агрессии. Как далеко зайдут США, еще неизвестно, но вооруженный конфликт между двумя сверхдержавами все еще маловероятен.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Политика"