Многие правительства все больше подходят к искусственному интеллекту с почти религиозным рвением. К 2018 году по крайней мере 22 страны в мире запустили грандиозные национальные стратегии по включению ИИ в развитие своего бизнеса, в то время как многие другие страны объявили об этических рамках того, как ему следует разрешить развиваться.
В период с 2016 по 2020 год ЕС документирует более 290 политических инициатив в области ИИ в отдельных странах-членах ЕС. Последней из них является Ирландия, которая только что объявила о своей национальной стратегии ИИ «ИИ – здесь навсегда». Он нацелен на то, чтобы стать «международным лидером в использовании ИИ на благо экономики и общества за счет ориентированного на людей этического подхода к его разработке, внедрению и использованию».
Фото: https://regnum.ru/
Это должно быть достигнуто с помощью восьми политических заповедей, включая повышение доверия и понимания ИИ с помощью «посла ИИ» – настоящего верховного жреца – для распространения этой идеи по стране. Другой аспект – способствовать внедрению ИИ ирландскими предприятиями и правительством в рамках особых моральных и этических факторов. В этой стратегии есть несколько недостатков, которые она разделяет с аналогичными усилиями других стран (не говоря уже о более явно плохих стратегиях искусственного интеллекта, например, лежащих в основе государственного надзора Китая).
Такие стратегии некритически разделяют ажиотаж и истерику, окружающие ИИ. Типичным примером может служить главный исполнительный директор Alphabet, владелец Google, Сундар Пичаи, заявивший в 2016 году, что «ИИ – одна из самых важных вещей, над которыми работает человечество. Он более глубокий, чем, я не знаю, электричество или огонь». Он сказал это, поскольку бизнес-модель его компании критически зависит от ИИ и от людей, доверяющих этой технологии. Стратегия Ирландии в точности соответствует такой шумихе, повторяя утверждение о том, что ИИ может удвоить экономический рост Ирландии к 2035 году. Она не уточняет, чей рост и как.
Стратегия превозносит различные полезные существующие приложения на основе искусственного интеллекта, которые, например, улучшают велосипедную инфраструктуру в Дублине, предоставляют инструменты для изучения ирландского языка, экономят энергию и успокаивают страдающих слабоумием, но трудно понять, как их большее количество может удвоить экономический рост. В частности, ИИ занимает центральное место в нескольких компаниях, занимающихся цифровыми платформами, таких как Google, Apple, Facebook, Amazon и Alibaba – сокращенно GAFAA. Они получают наибольшее количество преимуществ из-за того, что современный ИИ требует больших объемов данных. По мере того, как все больше людей используют вашу платформу, прибыльность данных растет в геометрической прогрессии.
Это дало огромное преимущество тем компаниям, которые сделали все правильно, превратив их в монополистов и привратников. Фирмы, занимающиеся цифровыми платформами, разрушают существующий бизнес, каждый раз опережая его. Хорошим примером является то, как Google, по сути, онлайн-поисковая система, разрушила бизнес-модель газет, основанную на рекламе, или то, как Apple продает больше часов, чем многовековая Швейцарская часовая промышленность. Эти платформы также подавляют создание новых фирм, например, путем скупки всех потенциально новых конкурентов. Это подавляет инновации.
И все чаще предпринимателям приходится конкурировать на этих платформах – например, Amazon Marketplace. Они могут оказаться во власти злоупотреблений, таких как фальшивые обзоры продуктов со стороны конкурентов; решения привратников по таким вопросам, которые являются непредсказуемыми и непрозрачными; и внезапные изменения алгоритмов, которые могут повлиять на их бизнес, сделав их, например, менее заметными для потенциальных клиентов. Кроме того, существует феномен предпринимателей, работающих в сфере цифрового жизнеобеспечения – интернет-продавцов, которые едва зарабатывают прожиточный минимум.
Фото: https://www.igromania.ru/
Этот радикально иной (анти) конкурентный ландшафт – иногда называемый «платформенным капитализмом» – стал причиной серьезных головных болей у регулирующих и антимонопольных органов. ЕС недавно принял предложения по Закону о цифровых рынках (DMA) и Закону о цифровых услугах (DSA), которые пытаются обуздать фактические и потенциальные злоупотребления на крупных цифровых платформах на базе искусственного интеллекта. Если бы ИИ и автоматизация были силой, с которой нужно считаться, мы бы увидели стремительный рост производительности труда и рост безработицы. Вместо этого мы наблюдаем стагнацию роста производительности – например, в Великобритании самый низкий за 200 лет – и один из самых низких уровней безработицы в западных странах за десятилетия.
Ирландская стратегия искусственного интеллекта игнорирует вышеупомянутые проблемы платформенного капитализма. Имя Google встречается во всем документе только один раз, а Amazon и Facebook – нет. Нет никаких упоминаний о цифровых платформах, платформенном капитализме, DMA, DSA или многочисленных антимонопольных действиях ЕС против Google. Упущение похоже на Гамлета без принца. В стратегии Ирландии в области ИИ следовало указать, как и когда ИИ достигнет упомянутых экономических выгод и кто их получит. Он также должен был предложить видение того, как сделать так, чтобы нация не пострадала от GAFAA и не стала просто их агентом.
Стратегия также предполагает, что отсутствие доверия к ИИ связано с тем, что люди недостаточно хорошо разбираются в технологии. Итак, вуаля, обучение людей науке о данных и наличие посла ИИ, как современный пророк – вот ответ. Можно ожидать прямо противоположного результата: чем лучше люди понимают ИИ, тем меньше они ему будут доверять. Конечно, это действительно было бы желательно. В США, где понимание искусственного интеллекта достаточно развито, темпы его внедрения на самом деле скудны. Недавний опрос Бюро переписи населения США, в котором приняли участие более 800 000 фирм США, показал, что только 2,9% из них использовали машинное обучение еще в 2018 году. Исследование, проведенное Европейской комиссией в 2020 году, также указывало на очень низкий уровень внедрения.
Многие другие исследования подтверждают низкий уровень внедрения ИИ. Фирмы не принимают его не потому, что не доверяют ему, а потому, что он не имеет смысла для бизнеса. Это слишком дорого, обычно с мизерными доходами и непомерно высокой экологической ценой – и все это, прежде чем вы сможете учесть доминирование действующих игроков.
Ирландский «ИИ – здесь для добра», как и многие другие аналогичные национальные стратегии, похоже, верит в чудеса. Например, в то, что различные круги можно возвести в квадрат. К ним относятся предоставление доступа к большим объемам соответствующих данных для всех фирм при одновременной защите конфиденциальности каждого и превращение страны в центр обучения масштабным моделям глубокого обучения и массивных центров обработки данных при одновременном сокращении выбросов CO₂. Он не допускает компромиссов. Подразумевается, что Ирландия может собирать чудесные плоды из зарослей шипов, если только она доверяет ИИ и соблюдает свои особые этические заповеди. Трансгуманисты, GAFAA и другие победители в цифровой экономике полностью одобрят.