Беспокойство за будущее свергнутого лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи усиливается после ее появления в специально построенном зале суда в столице страны Нейпьидо в начале семинедельного судебного процесса.
После переворота 1 февраля об Аун Сан Су Чжи мало что говорили. Но и теперь, после первоначального судебного разбирательства ее будущее кажется неопределенным. Первоначальные обвинения резко возросли: теперь она обвиняется по различным статьям коррупции, за которые, если ее признают виновной, может быть вынесен приговор к пожизненному заключению.
Фото: https://meduza.io/
1 февраля, когда должен был быть открыт новый парламент, военные задержали Аун Сан Су Чжи вместе с лидерами ее партии, Национальной лиги за демократию (НЛД). Переворот вызвал возмущение во всем мире, но, что любопытно, военные заявляют, что путч был законным. Разделы конституции 2008 года позволяют военным объявлять чрезвычайное положение в случае мятежа или попытки незаконного и силового захвата власти. Если переворот может быть законным, необходимо поднять вопросы о справедливости судебного процесса над Аун Сан Су Чжи.
С 2008 года Мьянма переживает переход к демократии после более чем 60 лет военного правления. Обе победы НЛД в 2015 и 2020 годах были признаны свободными и справедливыми. Но переход был далеко не линейным, и одной из основных причин для беспокойства оставалась проблема верховенства закона, которая должна обеспечивать систему сдержек и противовесов и закреплять права граждан в центре правительства.
Но конституция Мьянмы 2008 года вместо этого закрепила и защитила вооруженные силы, которые по-прежнему контролируют ключевые департаменты и имеют квоту зарезервированных мест во всех палатах парламента. Как уже отмечалось, он также предусматривает, что армия законно берет на себя власть в достаточно серьезном кризисе. Важно отметить, что конституция оставляет за военными право судить о том, что представляет собой кризис.
Судебная власть номинально независима, но почти все юристы, судьи и судебные служащие прошли военную подготовку, и многие из них имеют военное прошлое. Коррупция остается неизменной чертой на всех уровнях судебной системы. Недавнее исследование показывает, что немногие граждане могут получить доступ к судебным услугам или продолжить судебное разбирательство до тех пор, пока не будут выплачены соответствующие взятки. Между тем суды перегружены количеством дел, заключенных и судебных разбирательств, возбужденных военными.
Исследования показывают, что закон считается нежелательной профессией в Мьянме, и те, кто придерживается его, редко могут эффективно поддерживать своих клиентов через суд по разным причинам, включая отсутствие финансирования и произвольные практики, такие как перевод заключенных и случайная смена судебного процесса. даты. Судебная власть по-прежнему сильно зависит от военных, которые часто определяют исход дела для судей до того, как дело будет рассмотрено. Номинально независимость ему была предоставлена в конституции 2008 года, но на практике это совсем не так. Убийство Ко Ni широко рассматривается как признак того, что может случиться с адвокатами, которые бросают вызов воле военных.
Фото: https://russian.rt.com/
Аун Сан Су Чжи предъявлено семь отдельных обвинений, начиная от первоначального обвинения в незаконном ввозе раций и заканчивая гораздо более серьезными обвинениями в нарушении Закона о государственной тайне и совершении коррупции с использованием своего звания за якобы принятие более 600 000 долларов США и 11 кг золота в виде взяток на основании утверждений задержанного бывшего главного министра Янгона.
Наибольшую обеспокоенность вызывают именно эти недавние обвинения, поскольку они предусматривают наказание до 14 и 15 лет соответственно. 19 июня бывшему лидеру исполняется 76 лет, поэтому в случае признания ее виновной по этим пунктам она будет фактически приговорена к пожизненному заключению. Ее адвокаты заявляют, что такие обвинения являются надуманными и политически мотивированными и направлены на то, чтобы отстранить ее от политики и общественного внимания.
Досудебное разбирательство – а также первая неделя судебного разбирательства – позволяют предположить, что судебное разбирательство по делу маловероятно. Хотя у нее есть команда юристов, с момента ареста она встречалась с ними всего три раза. Доступ общественности и средств массовой информации был ограничен, и единственными разрешенными посетителями являются должностные лица суда, судьи, обвинение и группа защиты. В окрестностях Нейпьидо увеличилось присутствие полиции и службы безопасности.
Что действительно беспокоит, так это то, как обвинения против Аун Сан Су Чжи росли за последние несколько недель. Это напоминает ее период заключения с 1989 по 2012 год, когда она почти постоянно находилась под домашним арестом после того, как ее партия выиграла выборы в 1990 году. Каждый раз, когда ее освобождали, появлялась новая причина вернуть ее под стражу в дом. Это говорит о двух вещах. Во-первых, у режима есть форма для использования конституции, чтобы «законно» заставить замолчать оппозицию. И, во-вторых, хотя в соответствии с конституцией Мьянмы 2008 года может существовать номинальное верховенство закона, оно существует как инструмент для военных, а не как ограничение.