Главная / Политика

Потенциальная опасность вспышки напряженности между Китаем и США лежит в Южно-Китайском море

Забудь о торговой войне. Если самая серьезная проблема 21-го века заключается в том, как найти способ сосуществовать в китайско-американской конкуренции, то реальная опасность заключается в том, что неожиданное событие вызвало конфликт и привело к неожиданным последствиям для обеих сторон, и их трудно контролировать. Наиболее вероятная потенциальная вспышка – Южно-Китайское море. В вопросе разбирался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».

китай

Китай твердо верит и заявил в своем позиционном документе за 2014 год, что обладает «бесспорным суверенитетом» над островами в Южно-Китайском море и прилегающим к нему водам. Правительство Китая заявило, что его позиция имеет солидную историческую и правовую основу, потому что «Китай является первой страной, которая обнаружит, назовет, исследует и разработает ресурсы островов Южно-Китайского моря, а также первой страной, которая продолжит осуществлять суверенитет над островами Южно-Китайского моря».

Некоторые прибрежные страны имеют разные взгляды на это – прежде всего, Филиппины, но также Вьетнам, Бруней, Малайзия и Индонезия, которые недавно оспаривали. Основываясь на своей национальной истории и географии, они также выдвинули свои территориальные претензии, которые иногда противоречат друг другу.

Соединенные Штаты всегда заявляли, что они не выбирают сторонние команды в этих спорах о суверенитете, и заявляют, что они хотят только обеспечить свободу судоходства в региональных водах. Но Китай по-разному осуждает самопровозглашенный «нейтралитет» лицемерия. Американский ученый Тейлор Фрэвел также отметил, что в политике США существует внутреннее противоречие: с одной стороны, он утверждает, что остается вне региональных споров, а с другой стороны, его действия в регионе продолжают расти, особенно в Соединенных Штатах, когда Китай рассматривается как источник повышенной напряженности в регионе.

Кроме того, риск опасных столкновений будет увеличиваться каждый раз, когда военный корабль США проходит вблизи рифа Южного острова, контролируемого Китаем, или заходит в воды, патрулируемые китайским военным кораблем.

В 2001 году самолет-разведчик ВМС США столкнулся с китайским истребителем, убив китайских пилотов. Китай задержал пилота и членов экипажа США в то время. Вашингтон официально не извинился и не взял на себя ответственность за инцидент, но после того, как дважды выразил «сожаление», напряженная дипломатическая конфронтация постепенно разрешилась. С тех пор, в 2001 году, а затем в 2009, 2013, 2014, 2015 и 2018 годах, китайско-американские военные корабли и военные самолеты неоднократно встречались в непосредственной близости в Южно-Китайском море.

сша

Во время правления администрации Трампа военно-морской флот США значительно увеличил количество операций по «свободе навигации» в суверенных водах Китая, что увеличило риски конфликта. В сентябре 2018 года эсминец ВМС США «Декейтер» и эсминец ВМС Китая «Ланьчжоу» едва не столкнулись в Южно-Китайском море. Ближайшее расстояние составило всего 45 ярдов (около 41 метра), что является самым захватывающим столкновением за последние годы. Если сегодня произойдет еще одно столкновение в Южно-Китайском море, Китай и Соединенные Штаты никогда не разрешат конфликт так же легко, как в 2001 году. Наступательно и намеренно усиливается конкуренция с Пекином в Вашингтоне, но растущий Китай будет только более твердо защищать свой суверенитет. Фукидид отметил, что причинами войны являются не что иное, как страх, честь и интересы, и Южно-Китайское море легко доступно.

В последние годы активное развитие Китая вооружений и военно-морских флотов и создание форпостов в Южно-Китайском море в определенной степени побудили администрацию Трампа охарактеризовать Китай как «стратегическое соревнование» в своем докладе о стратегии национальной безопасности 2017 года и докладе о стратегии национальной обороны 2018 года. «Противник» США также назвал Китай «ревизионистской страной».

Китай продолжил отдавать дань уважения Соединенным Штатам за проведение политики одностороннего подхода и «обеспечение и усиление конкуренции между основными державами» в своем официальном документе о национальной обороне, выпущенном в 2019 году. Двусторонняя конкуренция, похоже, накаляется, поэтому возникает вопрос: как Китай и США могут избежать конфликта или новой холодной войны?

Как это было в эпоху СССР

В первые дни холодной войны американские и советские истребители открыли огонь друг по другу без колебаний. Из-за статуса Берлина и разделения Восточного и Западного Берлина три кризиса произошли в 1948, 1958 и 1961 годах. Кубинский ракетный кризис, разразившийся в октябре 1962 года, поставил две сверхдержавы на грань ядерной войны. Благодаря некоторым достаточно применимым соглашениям и надежной горячей линии экстренной связи обе стороны избежали прямых конфликтов. Это показывает, что, несмотря на ограниченные возможности обеих сторон во время холодной войны, соперничество может создать доверие даже после взвешивания преимуществ полного конфликта.

В 1972 году Вашингтон и Москва подписали Соглашение о предотвращении событий в открытом море и над открытым морем, которое включало ряд вопросов, в том числе обязательство использовать четкие коммуникационные сигналы для предотвращения «преследования или угрозы» любой из сторон, даже судов, находящихся под наблюдением. Соглашение значительно снизило риск опасных столкновений между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны, хотя оно не смогло предотвратить исключительное событие, такое как столкновение двух советских военных кораблей с двумя военными кораблями США в Черном море в феврале 1988 года. Согласно отчету, опубликованному профессором Педроццо в 2012 году, число несчастных случаев в год значительно сократилось со 100 до 40 в течение двух лет после подписания соглашения.

Реалии современности

южно-китайское море

Как Советскому Союзу, так и Соединенным Штатам удалось избежать жаркой войны во время холодной войны. Напротив, китайско-американские отношения были гораздо менее конфронтационными, поэтому сегодня у обеих сторон все еще есть основания сохранять некоторую уверенность в двусторонних отношениях. Нынешняя военная конкуренция между Китаем и Соединенными Штатами ограничивается западной частью Тихого океана, поэтому она отличается от гонки вооружений между США и СССР в глобальном масштабе. Соединенные Штаты считают, что Китай хочет выгнать его из западной части Тихого океана, а Китай считает, что Соединенные Штаты хотят не только предотвратить свои амбиции по правильному и разумному развитию морского флота, но и ограничить влияние Китая на восточное побережье азиатского континента.

Хотя Китай наращивает свою военную мощь с удивительной скоростью, у него нет желания заменить Соединенные Штаты в качестве мировой полиции. Китайские военные операции вдали от дома, такие как в Аденском заливе и на африканском континенте, ограничиваются реагированием на такие угрозы, как пиратство, поддержание мира и стихийные бедствия. В отличие от этого, ВМС США регулярно отправляют военные корабли в воды Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы преднамеренно «бросить вызов», по их собственным словам, «чрезмерному океанскому голосу» некоторых прибрежных стран.

Даже самые правые наблюдатели не будут описывать Китай и США как реальных врагов. На китайской версии «диалога Шангри-Ла» в октябре прошлого года министр обороны Вэй Фэнхэ сказал, что «китайско-американские военные отношения в целом стабильны, но также сталкиваются со многими трудностями и вызовами».

По сравнению с Советским Союзом и Соединенными Штатами во время холодной войны, существующие меры взаимного доверия между Китаем и Соединенными Штатами гораздо «примитивнее». В некотором смысле это может быть утешением, свидетельствующим о том, что отношения между двумя странами не так плохи, поэтому многие меры не требуются. Однако в долгосрочной перспективе Китаю и Соединенным Штатам все еще необходимо установить более взаимные меры доверия.

В 1998 году, основываясь на «духе взаимного уважения», Китай и США подписали «Соглашение о создании консультативного механизма по укреплению военной безопасности на море», с тем чтобы «создать стабильный двусторонний канал консультаций военно-морских и военно-воздушных сил». В 2014 году обе стороны подписали не имеющие обязательной юридической силы «Правила об авариях на море» и «Меморандум о взаимопонимании в отношении руководящих принципов безопасного поведения при морских и воздушных столкновениях».

запад

Даже после того, как Китай и США подписали соглашение в 1998 году, военные самолеты двух стран все же столкнулись, а после подписания двух руководящих принципов в 2014 году два военных самолета также несколько раз опасно сближались. Другими словами, полагаясь исключительно на меры взаимного доверия, нельзя избежать ни несчастных случаев, ни стратегического взаимного сомнения, как это было в прошлом, так и сейчас. Тем не менее, мера взаимного доверия по-прежнему является основой для недопущения стрельбы между двумя сторонами и продолжения развития рабочих отношений при расхождении интересов между Китаем и Соединенными Штатами.

Военная мощь Китая продолжает развиваться, и разрыв между военной мощью США постепенно сокращается. Поэтому обеим сторонам срочно требуются дополнительные правила, которые применяются не только к тем областям, в которых две страны сотрудничают в борьбе с пиратством или спасением и оказанием помощи при бедствиях, но также в освоении космоса, киберпространстве и искусственном интеллекте.

Китайцы традиционно верят в теорию инь и ян, поэтому считают, что конкуренция и сотрудничество не противоречат друг другу. Но это, похоже, проблема для Соединенных Штатов. Бюрократы в Вашингтоне и некоторых западных странах разочарованы тем, что Китай не последовал за Соединенными Штатами или, по крайней мере, за «демократией». Но когда Китай говорил, что станет, как Соединенные Штаты? Почему Китай не похож на Соединенные Штаты? Сосуществование в конкуренции все еще возможно…