Джо Байден унаследует самые сложные политические и экономические условия любого президента США. В условиях, когда Америка шатается от штурма Капитолия сторонниками Трампа, не говоря уже о бушующей пандемии, президент Байден должен залечить партизанские раны и вернуть крупнейшую экономику мира в нужное русло.
Фото: https://iz.ru/
Впервые за десять лет на стороне президента-демократа обе палаты конгресса, хотя и с незначительным большинством. Так что же повлечет за собой экономическая повестка дня Байдена дома и за рубежом? Ниже приведены пять ключевых тем.
Больше стимулов почти наверняка. Демократы в Конгрессе, подталкиваемые президентом Трампом, пробивали $2000 для каждого американца в качестве стимула в декабре, только чтобы быть заблокированными республиканцами.
Размер следующих проверок стимулов остается неясным – в настоящее время разглашаются цифры от 1400 до 2000 долларов США. Ожидается расширенная защита для арендаторов, поддержка владельцев малого бизнеса и самозанятых работников. Также может быть предложена более значительная помощь правительствам штатов и местным властям.
Обещания Байдена «следовать науке» и призывы ко всем гражданам США носить маски в течение первых 100 дней его пребывания в должности должны помочь замедлить распространение новых, очень заразных вариантов вируса. Трамп назвал операцию Warp Speed «монументальным достижением», но распространение вакцины было неуклюжим. Байден пообещал ускорить распространение вакцины, но это, вероятно, столкнется с препятствиями, как в транспортировке, так и в доставке конечным пользователям. В отличие от Трампа, Байден хочет немедленно распределить все дозы вакцины, а не держать в запасе вторые дозы.
Дополнительные стимулы должны смягчить некоторые последствия пандемии для неравенства, в то время как эффективный подход к общественному здравоохранению и широкое внедрение вакцин должны способствовать в конечном итоге возвращению к экономическому росту.
Фото: https://www.dw.com/
Американское общество инженеров-строителей недавно присвоило инфраструктуре США оценку D минус. Байден пообещал инвестировать 2 триллиона долларов США в дороги, мосты, жилье, широкополосную связь, чистую энергию и другие инициативы. Он считает инфраструктуру жизненно важной для повышения глобальной конкурентоспособности США, увеличения занятости в стране и сдерживания изменения климата.
Инфраструктура часто объявляется редким вопросом политики, в котором возможен двухпартийный компромисс. Тем не менее, предложение Трампа о привлечении инвестиций на сумму около 1 триллиона долларов США в 2017 году было отклонено из-за сопротивления.
Широкие климатические положения, продвигаемые прогрессивными сторонниками, могут теперь ограничить поддержку программы Байдена в области инфраструктуры, поскольку большая часть оппозиции расходам на инфраструктуру и мерам, связанным с климатом, исходит от республиканцев. Тем не менее, контролируемый демократами Конгресс может возродить надежды на действия, включая превращение урезанного набора инфраструктурных мер в новый стимул.
Хотя расходы на инфраструктуру будут способствовать будущему экономическому росту и обеспечат рабочие места в краткосрочной перспективе, они также увеличат государственный долг, который во время пандемии вырос со 106% до 136% ВВП.
Фото: https://hi-tech.mail.ru/
В 2019 году Министерство юстиции начало антимонопольное расследование в отношении некоторых из самых успешных корпораций Кремниевой долины. Первые плоды появились недавно, когда против Facebook и Google были возбуждены дела.
Регулирование крупных технологий было заметно слабым в течение нескольких десятилетий, даже несмотря на то, что возникали вопросы о том, отвечает ли интересам потребителей распространение фирм на, казалось бы, разрозненные области деятельности. В настоящее время в Конгрессе наблюдается аппетит обеих партий к ужесточению антимонопольного законодательства и его правоприменению, а в некоторых случаях и к распаду.
Байден рассматривает разрыв отношений как «то, к чему нам следует очень внимательно присмотреться», но также высказал предостережения. Его новая администрация имеет многочисленные связи с Кремниевой долиной. Даже если разделения не произойдет, ожидайте более активного надзора со стороны регулирующих органов – от действий по поглощению до конфиденциальности данных – а также большей прозрачности алгоритмов, используемых для сбора и распространения информации.
Регуляторная реформа в технологическом секторе создаст некоторую неопределенность среди технологических компаний, особенно если общие методы монетизации персональных данных станут неприменимыми. Однако уменьшение влияния крупных технологий на инновации и рыночную долю, вероятно, расширит выбор потребителей в долгосрочной перспективе.
Фото: https://www.rudom.ru/
В 2011 году Байден сказал, что «растущий Китай – это позитивное событие» для Америки и всего мира. Сегодня его риторика развернулась на 180 градусов и стала гораздо более осторожной. Но по сравнению с подходом Трампа без перчаток, задача Байдена будет заключаться в том, чтобы развить нынешний тупик, чтобы он не был «проигрышным».
Наблюдатели всех политических взглядов рассматривают торговую войну Трампа с Китаем как явную экономическую катастрофу. Ему не только не удалось добиться серьезных уступок, но и торговая война замедлила экономический рост США.
Байден заявил, что не будет немедленно отменять тарифы, но некоторые прогнозисты ожидают, что в конечном итоге они будут отменены. Новый президент, несомненно, будет использовать более дипломатичный подход, который привлечет больше союзников США в регионе и расширит диалог с Китаем за пределы торговли до правил по инвестициям, интеллектуальной собственности и правам человека.
Краткосрочное использование существующих тарифов в качестве разменной монеты усилит негативное влияние торговой войны на экономику США, но взаимовыгодный исход переговоров был бы долгожданным, хотя, по общему признанию, маловероятным развитием событий.
Фото: https://vestikavkaza.ru/
Многие демократы хотели бы, чтобы США одновременно гармонизировали торговые отношения с ЕС и укрепляли «особые отношения» с Великобританией, но не ожидают, что Байден будет посредником в создании множества новых экономических союзов за рубежом.
К несчастью для Великобритании, которая после Брексита все чаще смотрит через Атлантику, Байден пообещал, что он «не вступит в какие-либо новые торговые соглашения, пока… США не сделают крупных инвестиций здесь, у себя дома». Байден вряд ли является экономическим изоляционистом, но он действительно пропагандирует более умеренную позицию по отношению к свободной торговле, чем предшественники демократов Обама и Клинтон, очевидно надеясь, что это может заглушить антиглобалистскую оппозицию.
Байден также пообещал возобновить взаимодействие с европейскими союзниками и занять более солидный тон, чем Трамп. Обретение союзников в усилиях Америки по реформированию Всемирной торговой организации станет одним из первых решающих испытаний для Байдена на этом фронте, поскольку в Вашингтоне будет достигнута значительная двухпартийная договоренность по таким вопросам, как длительный процесс урегулирования споров и «судебный перебор».
Сможет ли Байден заставить ЕС сотрудничать, должно указывать на то, насколько успешным может быть его создание международной коалиции.