Остров Фера находится между Критом и материковой Грецией. Он не всегда выглядел так, как сегодня. Когда-то он имел круглую форму с вулканическим конусом под названием Стронгили, который начал расти в более раннем третичном периоде. Кульминацией его деятельности стал бронзовый век, когда произошло одно из крупнейших извержений вулканов, которые когда-либо испытывала человеческая цивилизация.
Вулкан, первоначально высотой от 1000 до 1500 м, был рассредоточен по обширной территории в результате взрыва и был заменен несколькими островами меньшего размера с затонувшим бассейном вулканического конуса (кальдеры) посередине. Каллисте (буквально «Самая красивая»), как раньше называли остров, покрыла извержение слоем пемзы и пепла высотой до 60 метров и похоронила на нем процветающее минойское поселение. Архипелаг, известный сегодня как Санторини, состоит из самого большого острова Фера, имеющего форму подковы вокруг залива, меньшего острова Теразия, двух небольших островов Неа Камени и Палеа Камени в заливе и миниатюрного Аспрониси.
Фото: https://holy-matriarchy.livejournal.com/
Акротири на Фере был одним из самых важных доисторических поселений в Эгейском регионе. Первые жители появились здесь шесть тысяч лет назад. Три тысячи лет спустя здесь уже было разрастающееся поселение, а в 20-17 годах до н.э. Акротири стал одним из главных городских центров и портов этой части греческого мира. О его процветании свидетельствует его большая площадь (около 20 гектаров) и около 2000 жителей, в то время как на всем острове, по оценкам, проживает еще 8000 человек, проживающих в небольших поселениях и на фермах. Археологи нашли доказательства продуманной канализационной системы, многоэтажных домов с фресками, а также их оборудования.
Количество импортируемых товаров указывает на широкую торговую сеть, которую Акротири поддерживала с внешним миром (Крит, материковая часть Греции, Кипр, Сирия и Египет). Однако жизнь здесь была внезапно прервана, так как жители были вынуждены покинуть поселок. Итак, археологи находят здесь вещи, которые они не могли или не хотели брать с собой.
Предполагается, что извержение вулкана имело пять фаз. Самому взрыву предшествовало одно или несколько крупных землетрясений из-за подъема магмы. Ранее жители могли заметить несколько предупреждающих знаков: возросла сейсмическая активность, остров поднялся по мере накопления магмы в вулкане, появились горячие источники, животные и растения погибли из-за большого количества углекислого газа, а также распространился запах серы. После того, как остров был заброшен, некоторые люди, полагая, что опасность миновала, вернулись и начали расчищать завалы. Однако они были пойманы во время самого извержения, потому что работы по очистке и ремонту не были завершены, а инструменты лежали брошенными на кучах щебня. Свидетельство этого также можно найти в трех уличных лежаках, готовых к транспортировке.
Основная фаза взрыва началась с очень быстрого выброса пемзы, пепла и пирокластических токов. Часть материала могла достигать высоты 30 км, а его падение образовывало слой толщиной 7-11 метров. Эта фаза может длиться до 8 часов. Затем в кратер попала морская вода, что увеличило взрывоопасность извержения. В течение следующего часа пирокластические токи с температурой 100-300 °С были направлены во все стороны. Их контакт с водой мог вызвать разрушительные цунами. Затем последовало обрушение вулкана, вызванное опорожнением камеры. Таким образом, вулкан обрушился на себя и образовал кальдеру с дном примерно на 400 м ниже уровня моря. Затем произошел взрыв с огромным количеством выброшенной породы, а в последней фазе было больше пирокластических волн. Электрическое напряжение на частицах пепла в вулканических облаках вызывало штормы, сопровождавшиеся ливнями, которые образовывали оползни.
Сила извержения была оценена по индексу вулканической взрывоопасности (VEI) выше 7. Для сравнения: взрыв Везувия в 79 году нашей эры имел VEI 5, что означает, что взрыв Санторини был в сто раз сильнее и в десять раз мощнее, чем извержение Кракатау в 1883 году, достигшее уровня 6. Возможно, только взрыв Тамбора в 1815 г. с ВЭИ 7 можно было сопоставить.
Фото: https://mygreece-irina.blogspot.com/
Поселение в Акротири было покрыто слоем вулканических осадков высотой в несколько метров, которые вместе с сейсмическими колебаниями привели к разрушению многих построек. Некоторые предметы (особенно мебель) были засыпаны пеплом и, таким образом, сохранены, как и Помпеи в Риме. Даже здесь деревянные предметы сохранились не напрямую, а в виде гравюр, гипсовые слепки которых дают представление об их форме.
Археологические раскопки на этом месте начались в 19 веке, но современные методы не применялись до второй половины прошлого века, самый важный период был связан с греческим археологом Спиридоном Маринатосом. Акротири стал для него фатальным – он умер во время раскопок здесь в 1974 году при невыясненных обстоятельствах. Уже в первые годы исследований уникальность сайта доказана. Вулканический пепел сохранил несколько живописных фресок, не имеющих аналогов в то время.
Некоторое количество керамических изделий осталось на месте, особенно предметы первой необходимости, такие как емкости для питья и обеда, масляные лампы или цветочные горшки, а также емкости, используемые для транспортировки и хранения еды. В отличие от Помпеи, тела еще не были обнаружены, но это может измениться с дальнейшими исследованиями, потому что даже в римских городах многие останки были позже обнаружены в порту, где люди собирались вместе, чтобы спастись от разрушения.
Древняя Фера, вероятно, была постоянно заселена финикийцами более 500 лет спустя, есть археологические свидетельства их поселения. Вскоре после этого на острове появились греки, и в 6 веке до нашей эры он стал колонией Спарты. В юго-западной части, на вершине холма, начало развиваться поселение под названием Тера, которое впоследствии дало название всему острову. Археологические раскопки обнаружили свидетельства процветающего поселения с торговыми контактами по всему восточному Средиземноморью.
В III веке до нашей эры здесь обосновался военный флот Птолемеев, и Фера поддерживала определенную степень процветания даже в пределах Римской империи. Это поселение просуществовало здесь до 726 г. н.э., когда вулкан снова проснулся. После относительно небольшого извержения он снова покрыл город слоем пепла и изгнал жителей с острова еще почти на 700 лет.
Фото: https://bg.advisor.travel/
Выдающийся греческий философ Платон впервые упоминает Атлантиду в своих трудах Критий и Тимей. По его словам, это был большой остров, на котором процветало могущественное королевство, и эта цивилизация вместе с островом была разрушена катастрофическим землетрясением и цунами. Ни один автор до Платона никогда не упоминал о таком большом острове с такой развитой культурой. Исходя из аналогичной судьбы, греческий археолог Спиридон Маринатос пришел к выводу, что это мог быть остров Фера.
Сегодня, однако, предлагаются от десятков до сотен других мест (включая Крит, Сардинию, Кадис на юге Испании, а также Кубу), которые могут быть связаны с существованием Атлантиды. Возможно, это своеобразное «эхо» ужасного стихийного бедствия, которое будет сохраняться в человеческой культуре в течение нескольких тысячелетий, подобно истории о всемирном потопе, уже произошедшем у шумеров.