В детстве русский монарх Петр Великий проявил в солдатской игре лидерство, упорство, целеустремленность и стойкость. Как только он принял правительство, он с энтузиазмом окунулся в военные приключения...
В 1682 году в Москве произошел дворцовый переворот, благодаря которому княгиня Софья Алексеевна захватила власть в качестве регентши. У нее был собственный брат, царь Иван V, охранявшийся в Кремле, а она послала «младшего» царя Петра I в село Преображенское, в пяти километрах от Москвы. Здесь, среди лугов и лесов, Петр жил в скромных условиях в деревянном охотничьем домике.
Фото: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/
Петр вырос с несколькими мальчиками из боярских семей, слугами, охотниками и простыми деревенскими сверстниками. Он не пользовался естественным уважением к их происхождению, напротив, он должен был получить его с помощью физической силы, лидерского таланта, успеха с девушками и употребления алкоголя. Вот почему он всю жизнь предавался жестоким шалостям, выпивке и простой трапезе, и в то же время стал чрезвычайно нежным. Его игры для солдат вскоре превратились в настоящую военную тренировку.
В Преображенском он собрал несколько сотен новобранцев из всех слоев общества, разделил их на пехоту, кавалерию и артиллерию, построил для них казармы и сшил обмундирование в западном стиле. Инструкторами стали иностранцы. Петр развивался с нуля, в одиннадцать лет он умел стрелять из пушки, в тринадцать лет из пистолетов и мушкетов, и выполнил упражнение, в котором он со своими солдатами завоевал деревянную крепость. Они стреляли кожаными шарами из настоящих пушек. Во время этих игр были сформированы два полка, допражский и семеновский, и Петр овладел азами боевых искусств. Американский историк Ричард Пайпс сказал о нем в своей истории России: «С раннего возраста его неиссякаемая энергия была направлена на действия, связанные с конкуренцией и физической опасностью». Но игры подготовили его к настоящей войне.
Летом 1689 года Петр I с помощью двух своих полков перевел Софию в монастырь и сам сел на трон. Он считал, что будущее России лежит за океаном, поэтому сначала посетил единственный в России порт – Архангельск на ледяном Белом море. Оттуда он отплыл на корабле в открытое море. «Итак, впервые Ледяное море удостоилось чести иметь правителя на груди», – писал один из писателей того времени. По возвращении Петр стал увлеченным моряком, изучал необходимые науки и руководил почти всем при строительстве флота.
Как монарх, он хотел получить доступ к незамерзающему морю, особенно на юге, на границе с Османской империей. Поэтому летом 1695 года он предпринял свой первый военный поход и осадил Азовскую крепость. Однако после двух неудачных атак он отказался от осады, потому что понял, что недооценил врага и не имел флота, способного прервать снабжение его крепости с моря. Затем он основал верфь в Воронеже, где строил военные галеры. Хотя эти большие гребные лодки в то время были уже устаревшими судами, они имели простую конструкцию, поэтому их строительство было проще и быстрее. Благодаря этому в рекордно короткие сроки царь получил флот, с помощью которого в июле 1696 года завоевал Азов.
Во время кампании, когда к нему обращались «капитаном», он безбоязненно бросился в бой. До конца своего правления он поддерживал развитие военно-морского флота. Например, в новой столице Санкт-Петербурге он основал верфь, которая вскоре стала крупнейшим заводом в России, на котором работало 10 000 человек.
Фото: https://dimegion.ru/
После успеха Азова Петр I был убежден, что пришло время сформировать большую антитурецкую коалицию, поэтому лично обратился в европейские суды для переговоров. Он шокировал своих подданных, потому что ни один монарх никогда не покидал Матушку-Русь. Но у Европы были другие заботы, кроме борьбы с турками, поэтому царь принял предложение саксонского курфюрста, польского короля Августа II и датского короля Фридриха IV вместе бороться со Швецией.
Однако Великая Северная война началась в 1700 году с неудачного нападения саксонцев на Ригу и поражения датчан на их собственной территории. Благодаря этому молодой спартанский король Швеции Карл XII стал новым северным львом. Он оказался отличным тактиком, но также своенравным стратегом и плохим дипломатом. Он был воином-энтузиастом, любил военную жизнь, и, хотя он поставил свою страну на грань катастрофы и лишил ее статуса сверхдержавы, его по-прежнему прославляют как национального героя. Однако в начале войны он пожелал удачи, поскольку в 1700 году он победил русских.
В сентябре армия Петра вошла в Ингрию, Швецию, и осадила крепость Нарву, город на территории современной Эстонии. В то время Карл, не колеблясь, поспешил на помощь осажденным. Как только царь узнал о приближении шведской армии, он вызвал саксонского «атташе» герцога фон Кроя в свою палатку в три часа утра 30 ноября (по юлианскому календарю 19 ноября) и передал командование русской армией. Сам он отправился в Новгород за подкреплением. Другими словами, он бежал от врага и не принимал участия в конфликте.
Чарльз начал битву, хотя шел сильный снегопад и у врага было намного больше людей. Он сказал, что «снег идет нам в спину, но он идет прямо в лицо врагу». И он был прав. В большинстве случаев россияне не попадали в цель, поэтому их выстрелы не наносили ущерба. В следующем сокращении опытные шведские солдаты не нашли настоящих соперников в неуправляемых и напуганных людях России. Пьяный Крой безропотно заявил: «Даже дьявол не сможет сразиться с такими солдатами» и сдался.
Петр знал, что русские не смогут одержать победу в схватке с Нарвой. Поэтому у него был выбор: либо объединить свою судьбу с армией и пасть, либо попасть в плен, либо предоставить это своей судьбе и начать войну снова только после обучения и оснащения новой армии. И он выбрал второй путь...
Фото: https://voronezhnews.ru/
У Петра Великого была страна с огромной территорией, массой рабов, достаточно времени и железной воли, чтобы начать реформы по превращению старой московской армии, которую один из русских ученых назвал «стадом скота», в современную армию. Во-первых, он подчинил все подразделения непосредственно себе, приказал изменить действовавшие до сих пор методы обучения и, согласно западноевропейской модели, ввел новые дисциплинарные и правила тактики в армии. Основной упор делался на боевую подготовку. Напротив, его не интересовали великолепные парады с солдатами, которые «маршируют, как будто они хотят танцевать», и его не интересовала изысканная форма французских или имперских солдат, которые выглядели как «марионетки на гала-вечере».
Солдаты его новой армии носили простую зеленую форму, высокие сапоги, практичные пояса и треугольные шляпы. Важнее всего было то, что в распоряжении армии было самое современное вооружение. Царь нанял специалистов за границей и построил заводы по производству вооружения и техники. Петр I также изменил систему набора, чтобы покрыть огромные потери, вызванные боями, болезнями, плохой погодой и дезертирством. Уводили не только мужчин, но и знатных слуг, сыновей и рабочих заводов. Все они оставались в армии, пока позволяло состояние здоровья. Царь ввел своего рода всеобщий призыв, что, в отличие от шведов, позволило ему иметь значительные резервы. В армии была сильная дисциплина, сломить сопротивление и сократить дезертирство удалось благодаря очень суровым наказаниям. Например, в отчете одного из дипломатов сообщается, что многие призывники умерли от голода и холода во время тренировок.
Петр I ввел также обязанность дворянства служить государству. Любой, кто отказывался идти в армию, мог быть наказан конфискацией поместья, а информатор получал в качестве премии половину имущества. Стремясь улучшить командный состав, царь отменил статусные привилегии, чтобы солдат низшего происхождения мог также стать офицером. Поэтому он поставил личные заслуги перед родословными.