Главная / Это интересно / События

Charlie Hebdo: пять лет со дня террористической атаки на офис сатирического журнала

В террористической атаке на парижский офис сатирического журнала Charlie Hebdo (Шарли Эбдо) 7 января 2015 года погибли 12 человек. В тот сложный для Франции период многие из французов и представителей других стран объявили себя «Je suis Charlie» («Я Шарли») в знак солидарности. Однако за теми понятными эмоциями, которые сопровождали такие заявления, лежала более сложная реальность. Многие реакции на атаку были более консервативными, чем казалось на первый взгляд, и не соответствовали ценностям публикации. Пять лет спустя у «Je suis Charlie» стало довольно пустое звучание.

журнал

По информации, имеющейся в распоряжении ИА «Экспресс-Новости», до 2015 года около 40 000 человек читали Шарли Эбдо каждую неделю. Учитывая, что многие сотни тысяч людей объявили «je suis Charlie», большинство из них явно не были постоянными читателями. «Je suis Charlie», по-видимому, прежде всего, было выражением сочувствия, а не одобрением бренда юмора этой подрывной публикации. Эта фраза также символизирует желание защищать свободу слова, хотя не обязательно согласие с тем, как выразился Charlie Hebdo.

Шарли Эбдо традиционно гордился тем, что называл себя «безответственным журналом» (безответственной газетой). Он был рад описать его юмор как «bête et méchant» (глупый и противный). Этот порой темный и провокационный юмор на протяжении многих лет вызывал критику, не в последнюю очередь со стороны политиков. Тем не менее, многие авторитетные фигуры, над которыми Charlie Hebdo безжалостно издевался, присутствовали на демонстрациях, проходивших в январе 2015 года.

И, как было отмечено в то время, присутствие некоторых мировых лидеров также указывало на степень лицемерия. Там, где многие пытались защитить свободу слова, было несколько лидеров, которые ограничивали свободу слова в своих странах. Международная некоммерческая организация «Репортеры без границ» особенно критиковала таких деятелей, как министр иностранных дел Египта Самех Шоукри, министр иностранных дел России Сергей Лавров и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу.

Память о забывчивости

Шарли Эбдо, как правило, стремился смеяться над всем и обо всем, и как угодно. Но, несмотря на то, что после нападения 2015 года основное внимание уделялось свободе выражения мнений, были заметные несоответствия. Сразу после этого несколько тематических комедийных программ на французском телевидении не транслировались, поскольку писатели и ведущие изо всех сил пытались найти способ участвовать в таких ужасных событиях с юмором.

франция

Редким исключением стало шоу Canal Plus Les Guignols, чей бренд юмора иногда был похож на Charlie Hebdo. Ежедневная программа, в которой были изображены латексные марионетки многих известных фигур, включала несколько зарисовок о нападении, транслировавшихся всего через несколько часов после того, как оно произошло. Среди них были анекдоты о повышении уровня террористических угроз. Шоу, посвященное журналу, завершилось зарисовкой, в которой несколько убитых карикатуристов Шарли Эбдо были допущены на небеса, несмотря на то, что они часто издевались над религией.

Тем не менее, многие разделы французских СМИ и французского общества в целом неохотно приняли такой мрачный юмор. На мероприятии в сентябре 2017 года комик Жереми Феррари рассказал о том, как несколько телевизионных станций отменили запланированные интервью с ним о своем новом шоу в начале 2015 года. Станции, возможно, находили время для обсуждения свободы выражения мнений, но он сказал, что они, похоже, неохотно обсуждают. Кстати, его шоу-шутки издевались над войной и терроризмом.

Люди, которые пытались преуменьшить или пошутить насчет нападения Шарли Эбдо во Франции, также рискуют быть обвиненными в совершении преступления по статье «терроризм». В школе к северу от Парижа, как сообщается, ученик был наказан за то, что смеялся над шуткой с именем боевика, который убил несколько человек в дни после нападения на Charlie Hebdo, и его заставляли многократно писать фразу «над кем не смеются серьезные вещи».

Задача для комиков

Несколько лет спустя французские комики, похоже, разрываются между настаиванием на важности умения шутить над любыми темами, которые они хотят, и беспокойством о последствиях этого. Так, в 2015 году комик София Арам начала выступать с шоу, в котором защищала Шарли Эбдо и его ценности. Она настаивает на важности продолжения свободно издеваться над религией и экстремизмом.

терроризм

Мустафа Эль Атрасси – комик, который разделяет французско-марокканские корни Арама и также воспитывался в мусульманской семье – также настаивает на необходимости продолжать принимать шутки, касающиеся табу. Но он также утверждает, что не все комики в равной степени могут шутить о терроризме. Он сказал, что французский комик по имени «Maxence» – стереотипно белое, европейское имя среднего класса. Скорее всего, он получит гораздо более позитивный отклик на мрачный юмор по поводу терроризма, чем кто-то из его окружения.

Сосредоточив внимание на изображениях пророка Мухаммеда, который сделал Шарли Эбдо мишенью для фундаменталистов, тем временем комик Стефан Гийон сказал в 2016 году: «Если вы можете умереть из-за рисунка, вы можете умереть из-за эскиза». Он снова вспомнил свой страх перед потенциально опасными последствиями насмешек над пророком Мухаммедом на сцене в 2018 году. На мероприятии, посвященном памяти третьей годовщины нападения Charlie Hebdo, обычно резкий комик заявил: «Я не хочу упустить возможность увидеть, как растут мои дети, из-за шутки о Мухаммеде».

Пять лет спустя Франция не продолжала воспринимать ценности, связанные с Шарли Эбдо. Вскоре после атаки число подписчиков журнала выросло до 260 000, и шесть месяцев в нем продавались 120 000 экземпляров каждую неделю через газетные киоски. Но к 2018 году у нее было только 35 000 подписчиков, и она продавала еще 35 000 экземпляров в неделю не подписчикам. После дальнейшего снижения продаж он отметил четвертую годовщину атак в 2019 году передовой статьей, которая спросила своих читателей: «Вы все еще там?».

Одна вещь, которая, конечно, не все еще есть, это Les Guignols Canal Plus, сатирическое шоу с участием латексных марионеток. Его четыре главных автора были уволены летом 2015 года, и шоу переместилось в менее заметное место. В 2018 году знаковое шоу было окончательно отменено каналом.

В конечном счете, Франция, кажется, гораздо менее заинтересована в том, чтобы воспринимать кусающий сатирический юмор, чем это было первоначально в 2015 году.