Сколько себя Валера помнил, он всё время стеснялся матери. Она хромала, ей в спину смеялись подростки и одноклассники, и ему самому она порой казалась какой-то… «уродиной».
Отца у Валеры не было, жили они небогато. Мать-хромоножка вкалывала на двух работах, и всё равно едва сводили концы с концами. Тем не менее, женщина из кожи вон лезла, чтобы в школе её сын выглядел не хуже других. Но когда она приходила, например, на родительское собрание, Валера из-за стыда готов был лезть под парту, особенно глядя, как она отличается от других красивых и нарядных мам. А когда потом дети в школе, смеясь, обсуждали его маму, мальчик был готов убежать на край света, лишь бы никто не знал, что у него такая мать…
Помнится, когда Валера однажды прибежал домой, сорвался: «Да лучше бы у меня вообще матери не было, чем такая, как ты, если бы ты умерла, было бы хорошо!». Мама промолчала. Даже попробовала улыбнуться. Больше же всего в детстве Валера мечтал поскорее вырваться из дома, уехать от матери. Ну а что она могла ему дать – думал он? Так и вышло. Закончил школу, уехал в ВУЗ в другой город. Там и остался, женился, двое детей родились. Дела шли неплохо – жена-красавица, две дочки-милашки, денег хватало. В общем, Валера давно стал зрелым самостоятельным человеком. Про то, что где-то в маленьком городке живёт и одиноко стареет его мама-хромоножка, старался не думать.
А однажды она…. приехала. Дети Валеры даже не знали, что у них есть бабушка и сначала обрадовались. А когда увидели её походку, начали смеяться. Забытая обида на мать вновь захлестнула Валеру. Опять она! Что ей нужно теперь? Хочет опозорить его перед детьми, женой и их нынешними знакомыми?! В общем, выговорил взрослый сын старенькой маме за её нежданный визит в гости.
Она долго молчала. А потом тихо сказала: «Чувствую, что недолго мне осталось, вот хотела тебя увидеть да на внуков хоть разок глянуть». Валерию от этих слов стало не по себе. Он оставил маму ночевать, но уже на следующее утро потихоньку спровадил ее из дома.
С момента того визита матери прошло четыре месяца. Однажды Валерию пришло письмо от маминой соседки. Женщина писала, что его мать умерла и спрашивала, приедет ли он на похороны. Письмо шло четыре дня. Валерий знал телефон соседки, позвонил и услышал, что маму схоронили позавчера. Долго шло письмо. Потом Валера найдёт в телефоне несколько пропущенных звонков от соседки - видимо, занятый, не стал брать. А потом забыл…
Сразу вырваться он не смог, но на девять дней он приехал на малую родину. В дом, где родился и вырос. Вместе с соседкой сходил на кладбище, постоял у холмика с простым деревянным крестом. Пообещал сам себе сделать памятник… когда время будет. А когда шли обратно, на Валерия вдруг нахлынуло: «Вот почему у всех матери как матери были, а у меня такая? Откуда у неё эта нелепая хромота? Мне она никогда не рассказывала. Говорила лишь, что в молодости под машину попала…».
Соседка вздохнула, помолчала. Наконец, решилась: «Вообще-то она всем запретила рассказывать тебе об этом. Не хотела, чтобы у тебя комплекс вины развился. Ну, теперь-то что уж – нет её… В общем, однажды, когда ты был совсем кроха, она гуляла с тобой возле дома. А через двор пьяный лихач на машине мчался. Мама твоя немного в сторонке была - увидела, что он прямо на тебя мчится, успела выхватить тебя прямо перед капотом и откинуть в сторону. А сама прямо под колеса угодила…».
Пока шли до дома, соседка рассказала, что после той аварии его мама выжила чудом. Почти полгода в больнице, потом год в гипсах. Но одна нога так покалеченной и осталась. Вот такая история.
Услышав всю правду, Валера долго корил себя, ругал последними словами за то, что так относился к матери. Да только что теперь? Но в конце своих печальных терзаний он понял главное. Нужно любить своих близких не за то, как они выглядят – а потому, что они… близкие. И любить их надо… при жизни…
Вот такая история от ИА «Экспресс-Новости». Немножко грустная, но, возможно, кому-то она поможет что-то в этой жизни переосмыслить. Пока ещё не поздно...