Знаменитый певец немало сделал для создания образа мужественных, благородных, преданных борьбе с врагами и преступниками стражей правопорядка. Но одновременно ему самому было суждено оказаться по другую сторону «баррикад». «Экспресс-Новости» разбирались в том, что правда, а что вымысел в судьбе знаменитости.
Все помнят, как Кобзон отправился в театральный центр на Дубровке в 2002 году, чтобы попытаться повлиять на террористов, захвативших в заложники около тысячи зрителей спектакля «Норд-Ост». К тому моменту боевики уже убили нескольких человек, но певец пошел на переговоры. И вывел трех детей и одну женщину.
Кобзон часто «ходил по краю»: выступал в горячих точках, общался с опасными людьми. Он давал концерты в Афганистане, попадал там под обстрел. Пел на плацу, заставленном гробами убитых солдат воинской части неподалеку от острова Даманский, во время вооруженного конфликта с Китаем. Поддерживал ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, дав концерт в километре от разрушенного взрывом реактора. Бывал в гостях у Шамиля Басаева…
Выжил после покушения в 1999 году, а потом и в 2008-м, когда по дороге с сочинского «Кинотавра» была взорвана машина его охраны. Кобзона хотели убить и во время его визитов в Донбасс.
Иосиф Кобзон был трижды женат. С 1965 по 1967 г. на известной певице Веронике Кругловой, суперхиты которой - «Топ-топ, топает малыш», «Ничего не вижу, ничего не слышу»,- пела вся страна. Позже она открыто жалела об этом браке и годах, проведенных рядом с Кобзоном, рассказывала в СМИ о том, как категорически не приняла её мать певца, как подбивала сына уговорить сделать свою невесту аборт, хотя та была уже на пятом месяце беременности.
Иосиф, видимо, живший между двух огней, все-таки поставил тогда еще невесте Кругловой условие: «Ты делаешь аборт, потом сразу расписываемся. В противном случае - рассчитывай на свои силы». Что могла чувствовать женщина, у которой вот-вот должен родиться ребенок? Но по настоянию Кобзона пришлось выписать фиктивную справку, что ей нельзя рожать в обычных условиях. Стали готовиться к искусственным родам. Во время них произошла клиническая смерть ребёнка. Саму роженицу едва спасли.
После разрыва с Кругловой три года супругой Кобзона была актриса Людмила Гурченко. И здесь для всех сплошные разочарования. «Наш брак был самой большой ошибкой в моей жизни! - признавалась Гурченко. - От Кобзона надо было бежать быстрее лани!» После развода Людмила Марковна и Иосиф Давыдович не разговаривали долгих 40 лет. И только после двух сумасшедших браков Иосиф Кобзон нашел свое семейное счастье, прожив с Нинель Дризиной больше сорока лет. Она не раз могла слышать и читать в СМИ рассказы о любовных похождениях звездного мужа. Но именно этот брак стал главным романом жизни певца, и закончился лишь с его смертью 30 августа 2018 года.
Земля полнилась слухами не только о его романах на стороне – но и его, так сказать, сомнительными знакомствами. О его дружбе с криминальным авторитетом Отари Квантришвили, чью жизнь оборвал выстрел снайпера 5 апреля 1994 года, какие только легенды не ходили. Да и дружба, видимо, была достаточно крепкой, раз после его гибели певец даже позволил себе обвинить в этом спецслужбы. Да, Кобзон отзывался о Квантришвили как о спортивном и общественном деятеле, бизнесмене. Однако ни для кого не секрет, что во времена брежневского застоя Отари входил в преступную группу Вячеслава Иванькова, больше известного как Япончик.
С ним, по слухам, Кобзон тоже был знаком. И по версии некоторых СМИ, когда тот пребывал в Бутырке, о его досрочном выходе на свободу ходатайствовали многие деятели культуры и спорта, в том числе Иосиф Давыдович. Сам Иосиф Кобзон своих знакомых авторитетов считал обычными людьми, с которыми он дружит чисто по-человечески и, по его словам, никогда не делил своих друзей на «хороших» и «плохих». Как-то он писал:
«Однажды мой сын задал мне вопрос: «Папа, что это у тебя за странное такое окружение: министры, генералы, народные артисты и лица, подозреваемые в преступлениях?». Я ему ответил: «Андрюша, я дружу не с должностями, а с людьми. И для меня не важно, кто они - водители, афганцы, министры и так далее. Если кто-то мне симпатичен, и мне интересно с ним общаться, я с ними общаюсь».
Конечно, подобные общения порождали массу слухов и легенд, согласно которым Кобзон представал перед обществом едва ли не главным мафиози страны. Может, кого-то другого и не заметили – но Кобзон являлся личностью публичной, а потому и отношение этой самой публики к нему иное. Через что-то похожее в своё время прошел американский певец Фрэнк Синатра, друживший с чикагскими мафиози. При жизни певца обвиняли то в отмывании денег мафии, то в тайном содействии наркобизнесу, но сам Синатра категорически отвергал какие-либо связи с мафией.
Не исключено, что американская пресса, публикуя разоблачительные материалы о «русском мафиози» Кобзоне, воспользовалась фактом биографии Синатры как своеобразным образцом, к которому притянули современный «криминальный материал». Американской публике была рассказана старая история на новый лад, только имя Синатры в ней заменили на имя Кобзона, который связи с мафией не признавал, но и дружбу с её представителями не скрывал.
Например, Кобзон, заранее зная, что пойдут разговоры, всё равно приехал на похороны Квантришвили. Правда, тогда на Ваганьковском кладбище присутствовали и другие известные личности: Юрий Лужков, Владимир Гусинский, Шамиль Тарпищев, Богдан Титомир, Александр Розенбаум.
Скандалы, связанные с якобы криминальными связями Кобзона, конечно, били по его репутации. В 1994 году газета Washington Times вышла со статьей под заголовком «Царь русской мафии номер один - певец Иосиф Кобзон». После этого Иосифа Давыдовича не пустили в США, отказав в открытии визы, а затем у него возникли серьёзные проблемы и при въезде в Израиль. 2 января 1996 года Кобзон был задержан в аэропорту Тель-Авива по приказу министра внутренней безопасности Израиля. И только после вмешательства российского посольства разрешение на въезд лично дал премьер-министр страны Шимон Перес.
Русская мафия - ужастик, которым долгие годы пугают американских обывателей. Миф нуждается в постоянной поддержке, он должен подпитываться новыми версиями и слухами. Героем мифа о русской мафии и стал Иосиф Кобзон. ЦРУ объявило о том, что в мусорном ведре одной из гостиниц Пуэрто-Рико, где останавливался Кобзон, был найден номер телефона авторитета Япончика, написанный на спичечном коробке. При этом спецслужбы сделали предположение, что Кобзон находился в Латинской Америке для встречи с колумбийскими наркобаронами и был чуть ли не главным связующим звеном по поставке наркотиков в Соединенные Штаты. А значит, представляет угрозу национальной безопасности страны.
Сам певец назвал эти обвинения бредовыми и заявил, что вообще не пользуется спичками. Позже Кобзон неоднократно предпринимал попытки получить визу в США – но каждый раз ему отказывали. Штатовские СМИ немало сделали «разоблачительных» материалов на тему «Кобзон и мафия». Не отставали и израильские журналисты, называя Кобзона «министром иностранных дел мафиозных групп России и казначеем совместной кассы всех бандитов Москвы».
Да и российские СМИ неоднократно писали о том, что тех же Квантришвили и Кобзона связывали не только дружба, но и общие бизнес-интересы. А раз первый – мафиози, значит, и любой его партнёр якобы из той же среды. Тем более, никто не отменял пословицу: «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу кто ты».
Шумиха вокруг криминальности его имени всегда раздражала и угнетала Кобзона. «Если у кого-то есть основания распускать эти слухи, так пусть наши правоохранительные органы, наконец, разберутся со мной, пусть разберутся, содержу ли ночные клубы, казино, притоны, являюсь ли я афганским наркокурьером - пусть разберутся со всем, в чём меня обвиняют», - заявлял певец не раз и не два.
А ведь любые, даже самые невероятные истории о нем, многие принимали за «чистую монету». Певец не раз жаловался, что когда он въезжал в какую-нибудь страну, на таможне ему зачастую устраивали отдельный усиленный «шмон», как человеку, подозреваемому в связях с мафией и массе других тяжких грехов.
В 2010 году Иосиф Кобзон написал письмо вновь избранному президенту США Бараку Обаме, в котором попросил его восстановить справедливость. «Я знаю, кому обязан за подмоченную репутацию! - заявлял Кобзон. - Дезинформацию о том, что якобы я продаю оружие в страны Африки и занимаюсь сбытом наркотиков считаю полной чепухой…». Пытался помочь певцу и министр иностранных дел России Сергей Лавров, который так же обращался к американской стороне с просьбой вновь рассмотреть вопрос об открытии виз для въезда в США некоторым российским гражданам – в том числе, и Иосифу Кобзону. Но…
Как известно, молодой российский бизнес рос на криминальных дрожжах. Сколотить состояние, не замаравшись в криминале, в девяностые было почти нереально. Иосиф Кобзон пришел в бизнес в самом начале «лихих лет» - в то время, когда страна жила по понятиям «дикого капитализма». Певцу удалось конвертировать свою славу в капитал. Подавляющему большинству российских бизнесменов, вышедших живыми и богатыми из лихих девяностых, сегодня никто не напоминает о том, как они шли к своему успеху. А вот у бизнесмена Иосифа Кобзона был весьма серьезный «недостаток» - его всенародная слава. Поэтому Кобзону ничего не прощали.
Он всю жизнь пел о честных доблестных чекистах, исполнял светлые песни о Родине и людях, преданных ей. Поэтому и в бизнесе от него ждали кристальной честности и святости. И каким же горьким было разочарование публики, когда на сцене Кобзон предстает святым человеком, а за сценой – другом личностей, вокруг которых кровь, стрельба, шальные «бабки» и бандитские «стрелки». И очень мало людей пытались в таких ситуациях отделить зёрна от плевел...
Тем не менее, его народная слава перевесила «криминальную». Кобзон умер 30 августа 2018 года, а 2 сентября в последний путь его провожали тысячи людей: от простых работяг, приехавших с разных городов страны, до первых лиц государства. Провожали как всенародного певца. А все остальное… осталось за кадром.