Советский Союз был страной множества секретов, о многих из которых становится известно лишь в наши годы. Просто умели в СССР хранить тайны за семью печатями, даже когда дело касалось больших катастроф со множеством человеческих жертв.
Что любопытно, в Стране Советов часто экспериментировали с законами, то вводя новые, то их отменяя. Зачастую никакой оглядки на международные нормы не было и близко. А порой эти законы противоречили даже главным лозунгам правящей верхушки.
К примеру, после создания Советского Союза, когда провозгласили «землю - крестьянам, а заводы - рабочим», остро стоял вопрос обучения новых кадров. Однако бесплатным образование в стране победившего социализма было лишь первые шестнадцать лет. Потом определённый период времени советским гражданам приходилось за обучение платить. Вплоть до 1956 года, когда была отменена плата за учёбу в старших классах школ, техникумах и вузах.
Однако были в СССР факты из жизни и пострашней. И относились они… к смерти. «Экспресс-Новости» как-то касались вопроса эвтаназии, которая запрещена в большинстве стран. Намеренное лишение жизни по просьбе человека до сих пор остаётся спорным вопросом во всём мире.
Но около ста лет тому назад молодое советское государство оказалось пионером в этой сфере, юридически легализовав эвтаназию. Пройдёт шестьдесят лет, прежде чем очень немногие другие страны решатся на что-то подобное.
В 1922 году 143-я статья Уголовного кодекса РСФСР была дополнена примечанием, которое фактически разрешало убийство другого человека из сострадания. Причём речь не шла о какой-то организованной сверху системе бюрократического надзора, исполнять который были должные медики. Убийство из сострадания перекладывалось на друзей, близких и просто знакомых и могло совершаться любым удобным для «исполнителей» способом.
Идея легализации принадлежала председателю ВСНХ Юрию Ларину, который с детства страдал прогрессирующей мышечной атрофией. По этой причине он не мог самостоятельно передвигаться и, по его признанию, не раз думал об уходе из жизни.
Ларин участвовал в обсуждении нового Уголовного кодекса и лично предложил эту поправку. В ответ на споры с коллегами он напомнил о своей тяжёлой болезни и предположил, что, если бы он попросил товарищей помочь ему достать яд, чтобы избавиться от непереносимых мучений, они бы наверняка ему не отказали. Но после этого их могли осудить как убийц. Ларин считал, что это в высшей степени несправедливо.
Вот так и появилась эта поправка, которая узаконила эвтаназию. Правда, продержалась статья в таком виде всего полгода. Однажды в Саратовской губернии произошло ЧП. В прокуратуру явился местный житель и принёс записку от члена партии, в которой тот письменно разрешал ему убить его, поскольку большевику надоело жить. Выяснилось, что убитый страдал депрессией на фоне алкоголизма, но сам наложить на себя руки никак не мог. Вот и попросил об «услуге» знакомого.
Убийцу наказывать не стали – ведь по закону он ничего не нарушил. Однако этот случай стал поводом для пересмотра соответствующей статьи в Уголовном кодексе. И после некоторых споров разрешённую эвтаназию оттуда от греха подальше убрали.