Сначала она была вожатой в пионерлагере, потом перевоспитывала беспризорников – а став первой в СССР женщиной-начальником отделения милиции, принялась перевоспитывать кишащую бандитами и убийцами Лиговку. «Экспресс-Новости» выясняли, как хрупкой женщине удалось стать одной из лучших в мужской профессии.
Легенда советской милиции тридцатых годов Паулина Онушонок родилась в 1892 году в Лифляндской губернии (территория сегодняшней Латвии) Российской империи, в семье бедного батрака. В бушующем 1905-м 13-летней девочкой примкнула к революционному движению. Активная, деятельная – она, несмотря на молодость, хотела успеть везде. Естественно, участницу легендарного штурма Зимнего дворца заметила новая советская власть. И с 1918 года Паулина уже на службе в органах ВЧК.
Свою оперативную карьеру начинала в Кингисеппе. А до службы в органах правопорядка будущая легендарная сыщица занималась воспитательной работой среди кингисеппских пацанов. И даже уже когда примерила милицейские погоны, не оставляла эту стезю. Когда в 1922-м в Кигисеппе создали первый пионерский отряд, она же стала и его первой вожатой. Лично помогала подросткам восстанавливать полуразрушенный деревянный домик, отданный местным исполкомом под занятия, где потом открылись различные кружки: стрелковый, музыкальный, литературный, спортивный, рыболовный.
Был кружок садоводов, где ухаживали за собственным фруктовым садом. Пионеры его сами обрабатывали и сами же охраняли, заступая в настоящее боевое дежурство. Поддерживали связь с пограничниками, которые на своем катере возили ребят на границу, знакомили с ней, объясняли погранслужбу. С помощью пограничников из местных ребят были организованы стрелковые кружки. Поначалу пацаны с недоверием относились ко всему этому движению – но потом потянулись в отряд косяками. Так что разросшийся со временем отряд пришлось преобразовывать в целую пионерскую базу. И во всем это большая заслуга именно Паулины Онушонок.
В 1924 г. Онушонок была назначена руководителем этой базы, где в основном были беспризорники и трудные подростки, порой совсем «отбитые» малолетние преступники, которых милиционер-воспитатель старалась направить на путь истинный. Она, как всегда, привыкла успевать буквально все.
В общем-то, успевая многое, Паулина за воспитательной работой не забывала и о суровых милицейских буднях. И добилась определенного признания у начальства. В 1928 г. особый отдел Кингисеппского политотдела назначил ее начальником Кингисеппского уездного отдела милиции. Одновременно она была избрана членом УИКа и нештатным инструктором РК ВКПб.
И довольно быстро подразделение под руководством Онушонок стало одним из лучших – даже несмотря на неспокойную криминальную обстановку, доставшуюся ей в «наследство». И эти успехи тоже были отмечены - в 1929 г. по инициативе С.М. Кирова Паулина Опушонок была назначена на должность начальника 11-го отделения милиции города Ленинграда – став первой женщиной-начальником.
Это было одновременно серьезное повышение и вызов. Данное отделение обслуживало район знаменитой Лиговки. В служебных документах он значился, как один из самых сложных. Фактически же Лиговка тех лет - это знаменитые головорезы, будто специально собранные со всех районов города, имеющие постоянные базы в ночлежных домах и притонах, куда в одиночку боялись сунуться даже вооруженные милиционеры. Эти бандиты держали в страхе не только свой район, но и весь город.
Новый начальник отдела взялась за дело, засучив рукава. О ее работе ходили разные легенды – в том числе, и о том, как строгая начальница Паулина Онушонок целыми днями подгоняла своих подчиненных, все время была на виду, интересовалась буквально каждой мелочью жизнедеятельности отдела - а вечерами порой куда-то внезапно исчезала. Зато в притонах и ночлежках Лиговки раз за разом появлялась одетая в нелепые лохмотья бомжиха, которая легко входила в доверие даже к самым хитрым головорезам и на которую мало кто обращал внимание даже при обсуждении своих тайных бандитских дел.
Потом бродяжка так же незаметно исчезала из местных «малин», как и появлялась – а чуть погодя в милицейские сети попадались известные криминальные авторитеты, которых не могли поймать годами. А в ходе блестящих операций милиционеры громили целые банды, члены которых считали себя хорошо законспирированными. И все это благодаря таланту Паулины Онушонок перевоплощаться и проводить таким образом разведку в «тылу врага».
В результате такой работы она добилась коренных изменений в криминальной ситуации в районе, куда не хотели идти руководить многие сильные мужчины. Спустя некоторое время после назначения Паулины Онушонок на должность начальника, с серьезными бандами в районе было покончено. От прежней бандитской Лиговки остались одни воспоминания. По крайней мере, в тот период, когда местную милицию возглавляла женщина-сыщик Паулина Онушонок.
Всю свою сознательную жизнь она не забывала про детей и подростков. В том числе, и в смысле их перевоспитания. Например, ей принадлежала инициатива открытия детских комнат милиции.
Государство не раз отмечало заслуги легендарной женщины-сыщицы. Наряду с Крупской, Ульяновой, Стасовой, Коллонтай, Паулина Онушонок входила в число первых женщин – орденоносцев. Внешне не очень красивая и похожая больше на мужчину, чем на женщину – по отзывам друзей и сослуживцев, она одновременно с сильным стержнем, сидевшим в ней, была добрым и отзывчивым человеком. Совсем не похожим на того, кто «согнул» в свое время знаменитую Лиговку…
В годы Великой Отечественной войны пережила блокаду Ленинграда. А вместе с мужем Федором, так и не сумев завести своих детей, вырастили шестерых приемных. Правда, «птенцы» выросли и разбежались – постаревшая и болеющая легендарная сыщица доживала свой век в пансионате для видных деятелей большевистского движения.
Умерла 5 мая 1982 г. в возрасте 90 лет. Материалы о Паулине Онушонок хранятся в музее Краснознаменной ленинградской милиции. Ее личный револьвер системы «маузер» и первый орден Трудового Красного Знамени хранятся в Москве. Ведь эта женщина на самом деле даже при жизни была настоящей легендой…